ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ
Не спешите делать добро...
Есть вопросы, решать которые должно
только государство. А самодеятельность и
благотворительность попросту опасны
Не буду думать о том, кто и что скажет.
Напишу открытым текстом: не люблю никакой
благотворительности, особенно настоящей и
бескорыстной, направленной на спасение
беспризорных детей.
Это дело государства. И частный человек не должен
его присваивать, как и экспроприировать прочие
государственные прерогативы вроде наведения
справедливости в обществе путем отстрела
нерадивых чиновников. Потому что мой личный опыт
показывает: люди, помогающие беспризорным, сирым
и убогим, в девяноста случаях из ста отъявленные
сектанты, искренне полагающие, что весь мир – во
зле и только они входят в пятерку праведных,
которые спасутся.
Не могу читать умилительных статей о
детях-беспризорниках. Когда я их читаю, мне
кажется, что весь рот заполнил огромный кусок
сладкой ваты. Пишутся все эти заметки примерно
одинаковым слогом: «У меня есть друг. Рыжий,
хитрющий. Косит зеленым глазом, весело так
спрашивает: “Дашь рубль?” Протягиваю, не жалко.
“А пять рублей?” – “На, возьми”. – “А сто?” – И
подмигивает. Проверил вроде. На вшивость. На тебе
и сто. Не обеднею.
“А знаешь, – говорит он мне, весело-превесело
кося хитрющим глазом. – Тут рядом пруд. В нем
лягушка живет. Я с ней дружу, хлебом ее кормлю. На
нее и деньги собираю”. – “А есть у тебя дом,
чудак-человек?” – “Есть. Мамка пьет, а папка
бьет. Я тут живу, в пруду”. – “А в школу ты ходишь,
друг лягушачий?” – “Не хожу. Не в чем мне.
Стесняюсь. Ну ладно. Пойду, что ли, убью бомжа
какого-нибудь”.
И он уходит. Свободный московский Гаврош. Не
обижайте его, люди».
Люди обожают вербовать себе друзей среди
обездоленных, потому что обездоленные легче
вербуются. Но с этой опасной тягой надо бороться,
а не поощрять ее в себе. Педагоги-новаторы
предпочитают работать с беспризорниками или с
детьми из трудных семей, поскольку такие дети
менее критичны. Они легко покупаются на хлеб с
колбасой и пополняют непризнанному пророку
аудиторию, без которой он себя не мыслит. Так
появляется очередная секта: вовсе не
обязательно, что в ней будут растлевать
беспризорников или растить из них армию убийц.
Такие случаи бывали – только что раскрыли
общество “ПОРТОС”, руководители которого
заставляли своих питомцев в обязательном
порядке писать стихи, учили их добру, а за
непослушание мутузили по-черному. Известен и
случай некоего Карпова с его детским домом, на
который ради пиара жертвовали все кому не лень.
Карпов растлевал девочек и учил мальчиков
технике драки, а сам снимал все это на пленку. Но
этот случай не столь опасный, потому что более
явный, он рано или поздно раскрывается. А вот
когда героизируемые программой “Взгляд”
добровольные подвижники проводят все свое время
с беспризорниками или когда нетерпимые к любой
критике педагоги-самоучки с горящими глазами
собирают у себя семейные детские дома для
детей-даунов... это уже не повод для умиления. Это
уже трагедия настоящая.
Что же, скажете вы, лучше пусть эти дети гниют в
государственных детдомах?
Вопрос на самом деле хитрый, сродни
классическому: “Если вы не боретесь с Церковью,
вам, стало быть, нравится современное
православие? С его коррупцией, косностью и
обслуживанием власти?”
Не нравится мне оно, дорогие друзья. Но оно лучше
секты, ибо находится на виду, не дает верующим
уйти в темное подполье, вытаскивает их на трезвый
свет. Лучше этот казенный свет, чем трепещущие
свечи секты. Опасности меньше, гордыни,
самоуважения... Ну не верю я, что хотите со мной
делайте, всем этим педагогам-самоучкам и еще
меньше верю, что человек без педагогического
образования способен усыновить беспризорного
ребенка и сделать его счастливым.
Риск огромен. А самое страшное – такой
благотворитель часто делает это вовсе не для
ребенка. Для себя. Ничто в окружающей жизни –
такова нынешняя жизнь – не дает ему повода для
самоуважения. А тут – пожалуйста.
Педагогическая самодеятельность, личная
инициатива в тех вопросах, решать которые должно
государство и никто иной, опасна. А если оно не
решает? Тогда идите работать в государственные
структуры. Чем создавать секту, лучше попытаться
возродить церковь. Чем собирать вокруг себя
обиженных государством, лучше попытаться
возродить государство, ибо, беря на себя его
функции, автоматически перенимаете и его
амбиции.
Пугает, правду сказать, сама мысль о том, чтобы в
нынешней России создавать негосударственные
приюты. Разумеется, на наше государство плоха
надежда до тех пор, пока все приличные люди
считают зазорным сотрудничать с ним или верить
ему. Но горстка педагогов-непрофессионалов,
вооруженных лишь добрыми намерениями, более
грозная опасность, чем даже государственное
безразличие. И даже профессионал, почему-либо
ушедший в подполье (в педагогическую
самостоятельность), опаснее любого бюрократа:
нескольким детям он, может быть, и поможет. Но
себя самого погубит бесповоротно, ибо обретет то
самое неколебимое, страшное самоуважение,
которое читается на лицах всех наших
подвижников.
Между тем современный беспризорник – это не
жертва Гражданской или Отечественной войны. Это
результат долгого вырождения, и чтобы его жалеть
– надо сначала четко осознать, что он собой
представляет. Он жесток, и жестокость его не
победишь сюсюканьем. Он циничен, и не надо думать,
будто вы растопили его душу. С ним ничего не
сделаешь в частном детдоме. Он поверит только
силе, как поверил когда-то Антону Макаренко. Но
для этого за Макаренко должно стоять
государство. Иначе в лучшем случае из этого
беспризорника получится маленький солдат
собственной армии, уверенный в том, что вы царь
горы, а все остальные – злые сволочи, гасящие ваш
пламень.
Только государственная, общенациональная
программа борьбы с беспризорностью. Только
официальные меры. Только профессиональные
педагоги. Никакой самодеятельности. И минимум
благотворительности. Любого, кто призывает к
сворачиванию государственных и разворачиванию
частных программ, можно без колебаний записывать
в тоталитарные вожди мелких частных отрядов по
установлению абсолютного счастья. Хуже этого нет
ничего.
“А что сделали вы?!” – спросит иной
благотворитель. А что сделал я – о том вам знать
не надо. Это частное мое дело, и делалось оно не
ради возведения себя на пьедестал с надписью
“Самому Чистому”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|