ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Парадоксально, но большинство лучших
детских книг ХХ века в России написано в самые
мрачные годы. Конец двадцатых – начало
тридцатых. Почему так? Объяснения могут быть
самыми разными. Но дело не в объяснениях. Конечно,
шедевры детской литературы не оправдывают ту
власть, при которой были написаны. Не власть же их
произвела на свет. Но мы часто ударяемся в иную
крайность и вольно или невольно стараемся
забыть, что классика русской детской литературы
– это книги советского периода. Они переходят по
эстафете от родителей к детям, и именно этим
книгам выпало стать хранителями русского языка
на протяжении почти целого века. Они написаны
“на границе”, почти в последний момент, когда
новые поколения уже готовы были забыть все
прежние традиции, все благородство родной речи. И
кто знает, может быть, детская литература была
тогда единственной силой, которая еще могла
сохранить русский язык и русского читателя...
Зато был Чуковский...
Мы помним его строчки с четырех лет до
глубокой старости. А ведь в них – целая мифология
«Маленькие дети, ни за что на свете...»
Эти строчки выговариваются вполне механически,
можно декламировать и думать себе о своем, и
никакой самый придирчивый четырехлетка все
равно не уличит в неканоничности текста. Это как
вдох–выдох. Среди краеугольных мифов советской
культуры, бесспорно, значится и этот. Что
крокодилы едят калоши и что берега реки Лимпопо
усеяны гиппопотамами. «И одно только слово
твердит....» Говорят, туристические агентства ЮАР
поначалу удивлялись, а затем привыкли и внесли в
прейскурант особую услугу для русскоязычных
гостей – поездка к невзрачной речушке, что почти
на границе с Зимбабве. «...Лимпопо, Лимпопо,
Лимпопо».
Чуковский – незаменим. Настоящий русский язык,
временами прекрасная звукопись – и
блистательная ритмическая палитра.
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают,
На стаканы – дзинь! – натыкаются,
И стаканы – дзинь! – разбиваются...
Плюс (чем дальше, тем меньше становится
заметно, но все равно: как ему это удавалось?)
полное отсутствие идеологии. Впрочем, были и
иные.
И наверное, самое важное. Все эти в подкорку
нескольких поколений надежно врезанные поэмы
устроены главным для литературы образом.
Стабильность мира – эсхатологическая
катастрофа его – явление Героя – апофеоз. Так
устроены многие глобальные мифы в самых разных
культурах. Так устроены самые патриотические
эпизоды истории любого народа. Так устроены
лучшие саги ХХ века. Этого принципа никто не
открывал – просто именно так устроены наши
мозги. Сознание человека в неповседневной,
зарутиненной, но героической его части живет
великими образами катастроф и побед. За
примерами можно не ходить совсем далеко, можно в
камерном разговоре библейские или
древнеиндийские ассоциации не привлекать. Если
выковано Кольцо – его надо уничтожить. Если
победила Темная Сторона – это временно, и джедаи
обязательно вернутся. Правда, потери неизбежны, и
увы, после великой победы ни одно Средиземье
больше не будет прежним.
Здесь – немного не так, здесь гораздо лучше. На
самом деле мир всех этих чудовищных
умывальников, краденых светил, комариков с
фонариками, сбежавшего Федориного быта, грозных
тараканищ устроено по тому же героическому
принципу. Но все кончается ликующими фанфарами, и
здешнее на сотню строк мироздание выходит из
катастрофы практически без потерь.
Самый, пожалуй, мифологичный из текстов
Чуковского – это незамысловатая с виду
Муха-Цокотуха. Для взрослых, подростков или для
родителей выросших детей – вкратце сюжет.
Муха оказалась в центре вселенной (то есть нашла
денежку). Она справляет именины. Насельники
здешнего мира приходят с приношениями. (Как
приходили волхвы, как приходили феи к колыбельке
еще не заснувшей красавицы, как приходили многие.
Ключевой момент мифа – и сказки как законной его
наследницы часто приходится на праздник. На
чужом празднике наводил порядок и Одиссей, если
дозволено будет заглянуть в основной курс
литературы.) «Приходили к мухе блошки, приносили
ей сапожки» – не может быть, чтобы вы совсем не
помнили. Далее появляется и воцаряется
злодей-паук. Не шутит и руки-ноги веревками
крутит. Все боятся, естественно. Об этом чуть
позже. Откуда ни возьмись (это очень важно,
поскольку значит – откуда-нибудь обязательно
возьмется) появляется культурный герой и
довольно легко побеждает темную сторону со всеми
ее паутинами и кровавыми тризнами. Мрак
рассеивается – не случайно в руке его горел
маленький фонарик. Наступает время апофеоза.
Народ ликует, герой обретает в спасенной невесту.
Веселится народ, муха, следовательно, продолжит
свой род и будет основывать свой мир. Это не
комарик, это Мауи какой-то. Со структурной точки
зрения что-то очень и очень древнее, если
всмотреться внимательнее. Это миф сотворения
мира. Но мы уже не всмотримся, мы выучили наизусть
и усвоили эти конструкции в бессознательном
возрасте. Наверное, будем применять.
Следующая стадия – «Краденое солнце». Любимая
сегодня фэнтези стонет по таким сюжетам. Над
планетой разверзается мрак, и зло, поглотившее
дневное светило, вполне персонифицировано.
Воцаряются страх и уныние, на поверхности бытия
проявляются ужасные силы.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Помните, как оно звучало в четырехлетнем
возрасте? Между прочим, это первые образы нашего
опыта по постижению мира. Очень справедливые
образы и очень нужные, если можно так выразиться.
Итак, тьма. По болотам бродят несчастные тени,
окликающие утраченных близких. А затем следует
невероятно понятный и до трогательного
невероятия русскоязычный сюжет. У медведя,
достаточно ленивого, подавленного происходящим
и запуганного, вполне настроенного охать и
сокрушаться, лопается терпение. Он встает и идет
на Крокодила, в десяти строках уделывает его
самым что ни на есть былинным образом. И
возвращает солнце – небу, заек – лужайкам,
землям – мир и человецем – благоволение.
А ведь как было страшно всем этим зверушкам, как
им было страшно!..
Следующая модель: катастрофа социальная. Ужасное
пришествие. Тараканище. Почти что заместительное
черное божество, такая льюисовская богиня Таш.
Авторитарный режим с элементами каннибализма.
Страшно.
Крокодилы в крапиву
Забилися,
И в канаве слоны
Схоронилися.
Только и слышно,
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат.
Отдельные попытки бунта не находят
поддержки у народа, и слабые призывы отдельных
кенгуру падают в испуганную пустоту. Чуковский
замечательно изображает страх, невероятно
честно и несусально, для чтения «от двух до пяти».
Здесь можно углубиться в исторические
ассоциации и заметить, что важность разговора о
страхе в России ХХ века трудно переоценить... Так
или иначе, в поэме появляется Воробей. Приходит
избавитель из далеких из полей, тиран бесславно
гибнет, марь рассеивается, народ больше не
безмолвствует – он ликует, поет славу и метет
бородами дорогу, пляшет и поет. Все будет хорошо.
Мифологическим величием веет и от текстов, чуть
мягче устроенных, – от «Мойдодыра» и «Федориного
горя», этих историй о бунтующей среде, тоже
весьма поучительных. Особенно если учесть, что
гармония мира каждый раз оказывается
восстановленной.
Детское чтение – это очень серьезно. Это хуже
гипнопедии. Это импринтинг. Это картины мира
навсегда без возможности выследить их источники.
Совсем не по пустой прихоти в те самые годы, когда
Чуковский писал свои основные поэмы, правящая
партия большевиков пристально занималась
детской субкультурой. Слова такого в модном
репертуаре еще не было, но если кто помнит
триединую задачу советской власти, там стояло:
«Воспитание человека нового типа». Начинать
следовало с детства. Детеныш гомо сапиенса уже
века три как получает картину мира не только и не
столько из реальных отношений между людьми, но из
литературы. Мы являемся носителями европейской
культуры в той степени, в которой знаем, что
женщина – из ребра, что не надо бросать младшего
брата в пересохший колодец и сколько лет надо
ходить по пустыне, чтобы перестать быть рабами.
Советская власть замещала это сюжетное поле как
могла. Впрочем, это отдельная и долгая история.
Зато был Чуковский, представляете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|