ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
“Моя мама – самая красивая”.
Гордое заявление маленького человека вызывает
умиленную улыбку, и никому не придет в голову
упрекать ребенка в предвзятости: она так
естественна, предвзятость любви...
Почему же каждый раз, когда человек ненароком
объяснится в любви стране, в которой родился и
вырос, такой же предвзятостью оценок, всегда
найдется кто-нибудь, кого это заденет? Ведь это
так естественно – считать, что у тебя на Родине
трава самая зеленая, воздух самый прозрачный,
люди самые добрые, а уж таких красивых мест
конечно же нет больше на всем земном шаре.
Но если твоя страна – “самая- самая-самая” и ты
не добавишь, что прекрасно понимаешь: для каждого
его родные места – “самые-самые”, то тем самым
дашь понять, что так считаешь всерьез, это значит,
что родные места другого уже не могут быть
“самыми”, они как бы второго сорта.
А это уже обидно.
В нашей истории идеологема “самой-самой” страны
на свете разрабатывалась на государственном
уровне еще со времен теории Москвы – Третьего
Рима, внедрялась в сознание многих поколений в
школах, через официальные искусства,
разрабатывалась, перерабатывалась и
поддерживалась государством, какое бы оно ни
было: монархическое или социалистическое.
Идеологемы-мифологемы накрепко засели в
общественном сознании, получив статус не то
научно-статистического факта, не то
общеизвестной истины, обсуждению не подлежащей.
Но такого рода идеологемы-мифологемы далеко не
нейтральны. И мешают они не только в отношениях с
другими народами. Прежде всего они мешают нам
самим. Мы самые богатые? Тогда качай ресурсы –
они же у нас бесконечны. Мы живем в самом суровом
климате? Тогда совершенно ясно, что наша
продукция из-за затрат обречена на
неконкурентоспособность на мировом рынке, –
надо закрыться и сидеть с собственными ценами
внутри своих огромных холодных просторов...
Кроме всего прочего, известно, что оборотной
стороной мании величия всегда становится мания
преследования. И тогда нас одолевает синдром
осажденной крепости, за бутылкой пива мы
обсуждаем вселенский заговор против России,
криво-косо смотрим на иностранца, на человека
другой крови и другой культуры, высматриваем
“пятую колонну”.
И только когда некое утверждение теряет статус
идеологемы и становится обыкновенным научным
фактом, с ним можно начинать работать, как с любым
научным фактом, то есть всерьез думать, какие
следуют из него выводы, какую стратегию
поведения оно делает наиболее эффективной. Как
правило, ответов возникает сразу несколько, и
можно выбирать...
К большому сожалению, миф не подчиняется научной
логике, его нельзя разбить или изменить его
статус ни измерениями, ни обоснованиями.
Но мифы не бессмертны. С ними можно бороться, их
можно победить, нередко лишь для того, чтобы
вооружиться другими.
Но может, эти другие больше подойдут нынешней
ситуации и даже помогут нам приблизиться к
пониманию самих себя.
Или, как говорят ученые, нашей самоидентификации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|