АРТ-КЛАСС
В нашем “Арт-классе” смогут
встретиться те, кто занимается театром в
условиях обычной школы. Собрать и
проанализировать имеющийся опыт, обсудить
влияние театра на успехи детей в обучении и
развитии. Мы надеемся услышать мнение
специалистов – режиссеров, педагогов,
психологов. Сегодня просто необходимо начать
разговор о месте в школьной структуре людей,
создающих игровое пространство, привлечь
внимание к этой проблеме. Мы ждем вашей
поддержки, откликов. Пишите, высказывайтесь,
делитесь.
Ольга ФОФАНОВА,
Светлана БАРИНОВА
Место работы – театр, где играют
дети.
Профессия – режиссер-педагог
Много ли найдется школ, где
театральной работой руководит человек, которого
специально учили заниматься с детьми театром?
Наверняка немного. Профессия режиссер-педагог
театра, где играют дети, отсутствует в
официальном перечне специальностей. Отсутствует
соответственно и профессиональная школа. Это
парадоксально, поскольку школьная театральная
традиция существует в России с допетровских
времен.
В 2000 году в Москве была учреждена Автономная
некоммерческая организация культуры и
образования «Пролог» (художественный
руководитель – Александра НИКИТИНА), которая
поставила одной из своих главных задач – решить
проблему профессиональной подготовки кадров для
театральной работы с детьми.
В программу обучения входят режиссура и
актерское мастерство, сценическая речь,
пластика, танец, основы драматургии, грим, костюм
и сценография, история театра, педагогика и
психология. Студенты встречаются два раза в году
на летней и зимней заочных сессиях в дни школьных
каникул. Срок обучения – 2 года.
Большинство из них по основной специальности –
педагоги.
В конце каждой сессии все студенты отмечают
некую раздвоенность чувств: очень не хочется
расставаться, но в то же время очень хочется к
своим ученикам – скорее поделиться с ними тем,
что накоплено за дни учебы. И оказывается, опыт,
полученный на занятиях, годится для применения
не только в школьной театральной студии, но и на
уроке, просто в общении с детьми.
Об этом сегодня рассказывают «педагогические
дневники» студенток Ольги ФОФАНОВОЙ и Светланы
БАРИНОВОЙ.
* * *
Стонут учителя. Нечеловеческие усилия.
Высокие и все возрастающие требования. А взамен?
Отдачи никакой. Зарплата маленькая. Здоровье –
ужас! Я не могу так работать.
Стонут ученики. Скучно, непонятно. Трудно. А
зачем? Я не хочу так учиться.
Стонут родители. Зарабатывать деньги или сидеть
с чадом за уроками? Нанимать репетитора. Отрывать
от телевизора, компьютера и усаживать за книги.
Вместо дискотеки на аркане тащить в музей и
библиотеку. Я не знаю, что делать.
Физическая усталость проходит по крайней мере к
середине отпуска. А вот откуда пришла и почему не
уходит усталость душевная?
Поняла! Дело в удовольствии. Просто с
удовольствием улыбаюсь незнакомому карапузу, с
удовольствием подставляю лицо теплому ветру, с
удовольствием дарю подарки. А иду на работу? А
проверяю тетради? А смотрю на учеников?
Открытие – радость. Творчество – радость. Школа
про это забыла. Этого в школе нет.
Кто же я? Профессионал, который за девять лет
постепенно превратился в добросовестного
преподавателя, урокодателя? Или все-таки живой
человек, получающий удовольствие от общения с
другими людьми, дарящий радость другим и не
выставляющий за нее цены? Я себя теряю или я себя
ищу? Я пошла себя искать…
* * *
Не потому ли мы не видим других, что не
видим себя? Не слышим других, потому что не слышим
себя. Не любим, не понимаем других, потому что не
любим, не понимаем себя...
Нет, я не Шекспир, не Мольер, не Чехов. Я не умею
писать пьесы. Пишу! Пишу, словно играю в жмурки.
Слова куда-то разбегаются. Да что слова, полчаса
думаешь, какой знак поставить – точку,
восклицательный или многоточие. А еще надо
вывести сюжетную линию, выстроить конфликт,
показать характеры… Мучительно, коряво,
сумбурно. Но... написала! Пьесу! Сама! Ощущение, что
писала хребтом.
* * *
Пластика и я – понятия несовместимые.
Кувыркаюсь, сняв очки и проворачивая все свои 77
кг. Парные упражнения. Партнер из другой весовой
категории. Равновесие? Невозможно! «Вы полностью
отвечаете за своего партнера. Ваш страх – его
паника. Ваше спокойствие и внимание – его
уверенность». Мелькнула мысль: равновесие должно
быть и в общении с учениками. Несмотря на
разновесие.
Что-то отпустило, стало легче. Значит, было
зажато? Мы часто говорим про детей: зажат,
стесняется. А я?
* * *
Урок – дети сидят за партами. Учитель
стоит у доски. Напротив. Противопоставление.
Разные задачи. Разные дела. Пассивность учеников
запрограммирована. Они сидят в ряд. Затылок в
затылок. Не вижу лиц товарищей, не слышу, не
слушаю. Не общаюсь.
Сегодня история театра. Парты не нужны? Писать не
будем? Будем играть. А как же сегодняшняя тема –
биография Щепкина? Два часа инсценировали,
музицировали, рисовали, сочиняли фильм о Щепкине.
Не скучали. Не устали. Даты и события заняли свои
полочки в черепной коробке.
***
Зачет по гриму. Меня загримировали
Снежной королевой. Тепло. Холодно. Мягко, жестко,
гладко, нежно. Масса тактильных ощущений. Вижу в
зеркале пять фиолетовых лучей-бровей из одной
точки на моем лбу. Необычно. Красиво. Снимаю грим,
смягчаю и освежаю лицо. Ощущение новой кожи и
острое ощущение своей сути. Как будто
путешествовала в другую жизнь, другой мир, а
потом вернулась к себе. Но стала богаче. На одну
улыбку, на одну печаль.
Еду в метро. Вокруг вижу маски. На людях, на
рекламных щитах, на своем отражении в вагонном
стекле. Люди, какие вы – настоящие? Малыш, погоди,
не спеши надевать маску отличника, хулигана,
скина, лентяя, рэпера, трудяги. Не спеши! Давай
посмотрим друг другу в лицо, а не в маску.
* * *
Чем больше играю, тем ближе к пониманию
детской сути – игра как способ жизни и освоения
мира, как способ изменить мир и свое место в нем.
Чем больше играю, тем острее желание ставить и
решать свои задачи.
Чтобы создать театр, нужно наблюдать жизнь. Чтобы
познать жизнь, можно прийти в театр. Не учителем
– актером. Латинское «акт» – «действие». Актер –
«действующий».
Дорогу осилит идущий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|