Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ 
 

Овена КОРСУНОВА

Вы сможете лучше понять учеников

Если воспользуетесь игровой методикой “Идеальный компьютер”

Эта игровая методика (“Идеальный компьютер”, Э.Г.Гельфман, М.А.Холодная, Л.Н.Демидова) может оказаться полезной и учителю, и классному руководителю.
Она дополнит то, что вы выяснили из педагогических наблюдений и бесед. Возможно, благодаря “Идеальному компьютеру” вы сможете лучше понять учеников, которые кажутся витающими в облаках, заторможенными или невнимательными на уроках: они задают себе совсем не те вопросы, на которые отвечает учебный материал, и нуждаются в особом подходе на уроках и во внеклассной работе.

Провести ваше небольшое исследование можно и в группе, и индивидуально (тогда можно сыграть вместе с учеником). Инструкция звучит так: “Представь себе, что существует идеальный компьютер супернового поколения, который знает абсолютно все абсолютно обо всем и поэтому может ответить на любой обращенный к нему вопрос. Твое время общения с компьютером ограниченно. Запиши, пожалуйста, любые вопросы, которые считаешь для себя важными и интересными и на которые хочешь получить ответ. Помни, что у тебя есть шанс получить ответ на любой вопрос. На запись – 10 минут”.
Прочитав записи учеников, вы можете узнать: 1) общее количество заданных вопросов; 2) количество вопросов, связанных с проблематикой внешнего мира (“Существует ли конец Вселенной?”, “Как предотвратить военные конфликты); 3) количество вопросов, связанных с “Я”-проблематикой и ситуациями, которые значимы для конкретного человека (“Как сложится моя судьба?”, “Что нужно делать, чтобы быть счастливым?”, “Как преодолеть отрицательные черты своего характера?”); 4) количество вопросов, которые связаны с обобщенным взглядом на какую-то сторону действительности (“Что ждет человечество в будущем?”, “Каковы законы взаимоотношений людей?”, “В чем заключается загадка жизни?”); 5) количество вопросов, которые касаются конкретных фактических данных (“Сколько стоит самая современная стереосистема?”, “В каком году наконец улучшится наша жизнь?”).*
Теперь вы имеете представление о сфере интересов своих учеников, о глубине их вопросов и, наверное, размышлений. Вы можете обсудить результаты вместе с детьми (не называя имен, если это работа с классом). При этом можно поставить совершенно конкретную цель, например, придумать список тем для классных часов, чтобы они были интересны большинству. Со временем, повторив исследование, увидите динамику развития учеников. Подумайте, какие изменения являются возрастными, а какие связаны с организацией школьной жизни. Не торопитесь делать выводы, проверяйте свои гипотезы.

*Сначала среди всех вопросов подсчитывается их количество по второму и третьему пунктам, затем по четвертому и пятому. Это делается потому, что вопрос, который касается, например, личной жизни (третий пункт), может быть и фактическим (“Когда я умру?”), и обобщенным (“Каково мое предназначение в этом мире?”).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru