ПРИРОДА ШКОЛЫ
Светлана КРИВЦОВА,
кандидат психологических наук,
научный руководитель обучающего центра
«Генезис»
Поиск ответа
Одна из задач воспитания – научить
ребенка искусству вести внутренний диалог
Взрослые в разговоре часто слишком
торопятся сформулировать свою позицию в ответ на
вопросы и запросы ребенка. Вероятно, они
допускают сразу две ошибки. Во-первых, думают, что
правильно поняли, о чем идет речь. Во-вторых,
делятся информацией, но не показывают, как ее
добывать.
В первом учителя и родители очень похожи на
детей. Инфантилизм в общении заставляет
взрослого человека полагать: если у меня
возникла гипотеза относительно того, что ребенок
имеет в виду, задавая свой вопрос, значит,
собственно это он и имеет в виду. Возьмитесь
проверить, правы ли вы, и сделаете множество
открытий.
Есть вопросы, которые сформулированы так, будто
действительно есть нужда в информации. Но даже
вопрос «что мне делать?» абсолютно не нуждается в
нашем ответе. Считайте, ребенок обращается за
инструментом поиска ответа. Давая на вопросы
детей готовые сведения и рекомендации, пусть
самые мудрые, психологически выверенные, мы рано
или поздно сталкиваемся с неприятным фактом:
появляются дети, которые изощренно манипулируют
взрослыми, используют их для решения своих
проблем, а сами совершенно несостоятельны. Умный
учитель, сильная мама становятся средством
достижения цели.
Так как же реагировать на вопрос ребенка?
Шаг 1. Задайте уточняющие вопросы, которые дадут
ребенку возможность описать ситуацию, в которой
появился вопрос. Например, происходит такой
диалог.
Ребенок:
– Разве можно драться?
– О чем ты говоришь?
– О Мише.
– Расскажи, что случилось.
– Ручка упала под парту. Я наклонился достать,
задел его ногу, а он меня как толкнет!
На этом этапе возможны и такие фразы взрослого в
зависимости от того, о чем спрашивает ребенок: «С
чего ты это взял?», «Кто тебе об этом сказал?».
Шаг 2. Дайте ребенку понять, что вы видите
ситуацию так же, как он.
– Ты наклонился под парту достать ручку,
нечаянно задел Мишину ногу, а он тебя толкнул. И
тебе теперь обидно.
Шаг 3. Помогите ребенку понять, как и почему
развивалась ситуация.
– Как ты думаешь, что почувствовал Миша, когда ты
его толкнул?
– Он рассердился.
– Может быть, из-за того, что ты его толкнул, он
испортил работу?
– Нет.
– Ты точно знаешь? А как ты думаешь, что он мог
подумать, когда почувствовал, как его толкнули?
– Он мог подумать, что я сделал это специально…
Шаг 4. Обсудите с ребенком, какие существуют
варианты разрешения ситуации. Пусть он попробует
сделать выбор. Ваши высказывания:
«Что ты мог бы сделать в этой ситуации, чтобы
конфликт с Мишей разрешился спокойно?», «Смотри,
какие хорошие решения. Одно ты уже выбрал
(пожаловался взрослому). А что было бы правильно
сделать, как ты думаешь?», «Есть ли решение,
которое ты еще не назвал?», «Как ты думаешь, что
будет, если ты сделаешь так? А если так?», «А
теперь сделай, что считаешь правильным».
Что произошло? Мы дали ребенку образец того, как
можно справедливо проанализировать ситуацию. Он
видит, что может сам оценивать свои поступки и
принимать решения, с которыми согласна его
совесть, даже если они ошибочны.
Мы хотим, чтобы и познавательная деятельность
ребенка была как можно более независимой от
учителя как источника информации.
Девочка спрашивает:
– Какая длина у Нила?
– Прекрасный вопрос! А почему тебя это
интересует? Как ты думаешь, где можно получить
ответ? Если ты спрашиваешь меня, ты уже везде
поискала в других местах? Выясняется, что ответ
есть в справочном разделе учебника по географии.
То, о чем мы говорим, не значит, будто учитель
никогда не может высказать свою точку зрения. Но
высказывание должно быть субъективным («У меня
осталось такое впечатление от твоего
поведения…»). На наш взгляд, сегодня у учителя
нет права апеллировать к формуле “так принято”:
социум слишком противоречив в своих требованиях
– он не хороший, он разный. Человеку приходится
опираться на собственное чутье в отношении
правильного, если он не хочет запутаться в жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|