Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Как важно признаться в том, что ты не знаешь

Порой уходит много сил и времени на то, чтобы ученики перестали прятать свои вопросы и начали их задавать учителю. Вот тогда…
А что тогда? Тогда учитель имеет неоценимую возможность показать, что эти вопросы помогают учиться и ему, взрослому. Если дети спрашивают о том, как лучше себя вести в некоторых ситуациях с товарищами, с родителями, разве существует в мире один-единственный правильный ответ? Нет, конечно! Ответа одного для всех нет, но можно попробовать вместе разобраться в ситуации, тогда, может быть, спрашивающий человек найдет ответ, за который будет отвечать сам!
Особенно ценен тот вопрос, на который не знает (пока!) ответа учитель.
Однажды была такая история. Тема урока – двойное дыхание птиц. В биологии эта тема как азбука: на земле птицы дышат грудной клеткой, а в полете она зафиксирована и дыхательные движения производятся за счет поднятия и опускания крыльев, что приводит в движение воздушные мешки…
Но вот один мальчик (ох, далеко не отличник!) неожиданно спросил: «А если птица парит, то как она дышит?» Я предположила, что птица попарит немного, а потом снова помашет крыльями и подышит. «Нет, я однажды наблюдал за хищной птицей, так она парила полчаса, не разу не взмахнув крыльями!»
С этим вопросом пришлось ехать в институт. Ни один преподаватель не знал на него ответа: студенты не смотрят в небо по полчаса и не интересуются такими вещами. Обратилась в Московский университет, к орнитологам. Там мы (с большим трудом) нашли ответ. И теперь я знаю, как птицы дышат, когда парят в потоках воздуха. Спасибо моему ученику!
То, какое отношение к вопросам будет показывать учитель, может повлиять и на взаимоотношения детей друг с другом. В нашей школе ученики обычно радостно работают с отстающими или младшими ребятами, иногда отвечая на их вопросы по нескольку раз, старательно ищут новые способы объяснения. Для них вопрос к ним – та же точка роста, возможность по-новому посмотреть на проблему, найти лучшие слова для формулировки мысли.
Однажды младшим ребятам помогали ученики другого педагога, который организовывал свои занятия так, чтобы дети как можно больше искали материал самостоятельно. Дети с удовольствием расселись по парам, а когда младшеклассники стали задавать вопросы, старшие все как один ответили: «Думай сам! Думай сам!» – при этом они тоже не знали ответа на вопрос, как вскоре выяснилось. Так, иногда, желая лучшего для наших учеников (мы хотим научить их самостоятельно добывать знания), мы невольно учим пренебрежительному отношению к чужим вопросам, а заодно и к своему собственному образованию…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru