Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ 
Александр АДАМСКИЙ

Профессиональное образование:
путь к специальности или к безработице?

Техникумы и колледжи не смогут давать востребованные на рынке труда професии, пока регионы не получат права формировать для них кадровый заказ

4 февраля в Москве состоялся Всероссийский съезд директоров техникумов и колледжей. Пришло столько политиков, что пресса смогла поместить в своих сообщениях только фамилии депутатов и губернаторов, а что же делегаты решили, так и осталось за кадром.
Перед элитой среднего специального профессионального образования (СПО, как называют эту сферу чиновники) выступали вице-премьер В.Матвиенко, спикер Думы Г.Селезнев, вице-спикер И.Хакамада, губернатор Самарской области К.Титов и многие другие политики.
Сфера СПО находится сейчас в глубоком кризисе, среди безработных молодых специалистов большинство составляют как раз выпускники техникумов. Поэтому внимание политиков к съезду вполне объяснимо: развитие малого и среднего бизнеса напрямую связано с тем, как готовят работников в колледжах и техникумах.
Ведь чтобы владеть авторемонтной мастерской, или небольшим кафе, или магазинчиком, иметь ферму или чинить компьютеры, достаточно получить именно среднее специальное образование.
И неэффективность малого и среднего бизнеса помимо нелепой налоговой политики государства связана еще и с тем, что именно та часть системы образования, которая и может дать большинству (!) населения страны экономическую свободу, возможность эффективно владеть собственностью, платить налоги и содержать школы и больницы, – именно эта часть системы образования поставляет… самую большую часть безработных.

Многие эксперты и руководители региональных систем образования видят причины такого катастрофического для российской экономики состояния СПО в ее тотальной ведомственной подчиненности.
Вот как описывает ситуацию В.Аверкин, руководитель Новгородской системы образования, в своей аналитической записке, направленной на съезд.
«Реальность такова, что учреждения среднего профессионального образования, которые создавались для того, чтобы готовить кадры по своему профилю для всей страны или по крайней мере для нескольких регионов, уже давно эту функцию не выполняют. Практика всероссийского распределения выпускников ушла в прошлое, возвращение к ней нереально да и едва ли целесообразно. Одновременно снизилась территориальная мобильность населения. До 90% студентов ссузов – это жители того региона, а нередко и того района, на территории которого находится образовательное учреждение. Вполне понятно, что если ссуз не будет готовить кадры для местной экономики, его деятельность окажется бесполезной, бессмысленной, да и просто – не побоимся этого слова – вредной. Впустую будут потрачены значительные финансовые средства, обманутыми окажутся выпускники, потратившие свое время, усилия, а зачастую и немалые деньги для того, чтобы диплом о среднем профессиональном образовании оказался теми самыми пресловутыми “корочками”».
Это же подтвердил в своем выступлении и губернатор Самарской области Константин Титов: «Реализуемые в настоящее время государственные образовательные стандарты, в том числе и новые, разработанные к началу 2002 года, представляют собой унифицированные требования к уровню подготовки выпускника, не учитывающие запросы работодателей, современные научно-технические достижения, перспективные производственные технологии. Прямым результатом вышеперечисленного выступает дисбаланс спроса и предложений на рынке труда специалистов со средним профессиональным образованием. Выпускники учреждений СПО составляют самую значительную часть безработных молодых специалистов. Только в Самарской области, по самым грубым оценкам, ежегодно неоправданные расходы бюджетов разных уровней составляют около 125 млн рублей. Они связаны:
– с обучением студентов невостребованным специальностям и с недостаточным уровнем качества подготовки выпускников учреждений СПО;
– с выплатой пособий по безработице выпускникам техникумов и колледжей, не сумевших адаптироваться на рынке труда и найти работу;
– с переобучением и переподготовкой невостребованных специалистов.
Если сюда прибавить еще и недополученную выгоду региона, связанную с подоходным налогом и отчислениями в Пенсионный фонд, которые не платят в бюджет нетрудоустроившиеся специалисты, а также с налогом на добавленную стоимость, которую они могли бы создать, то общая сумма убытков государства только по Самарской области составит более 200 млн руб. в год».
Убийственные цифры. На самом деле это означает, что в стране действует предельно убыточная с экономической точки зрения отрасль, не просто не способствующая развитию экономики, но и, наоборот, резко тормозящая развитие самой важной части хозяйства страны.
Итак, если один регион теряет около 200 млн рублей в год, то в целом по стране даже по минимальным подсчетам – около 15 миллиардов рублей. Это потери, не прибыль!
А в документах, разосланных организаторами съезда, требования к государству те же, что и в советское время. Кратко их можно сформулировать так: «Деньги давай!».
Вот чего хотят от имени делегатов съезда его организаторы:
«…Необходимо предусмотреть целостную систему надбавок и льгот для преподавательского персонала, предусматривающую различные аспекты педагогической деятельности (в том числе работу в сельской местности).
…Необходимо предусмотреть усиление материального стимулирования путем установления надбавок к должностным окладам педагогических работников ссузов, имеющих ученые степени и ученые звания.
…Необходимо значительное повышение стипендий студентов ссузов. Это связано не только с достаточно высокой сложностью освоения программ СПО (включающих в себя значительный объем фундаментальной подготовки), но прежде всего с социальным составом студентов ссузов, среди которых около 80% – малообеспеченные.
…Необходимо уменьшить налоговое бремя образовательных учреждений, обеспечить возможность реинвестировать получаемый доход в образовательный процесс, развитие учебно-материальной базы».
И все время хочется спросить: вот если все это сделать – что изменится?
2700 техникумов и колледжей, в которых учатся 2,4 миллиона ребят, почти 70% которых из малообеспеченных семей, – что изменится в их будущем от того, что ставки поднимут, стипендии повысят, налоги снизят?
По самой сути среднего специального образования что от этого изменится?
Ничего. Только затраты и потери увеличатся, никакой карьеры или собственного дела выпускники не построят, и ни людям, ни экономике легче не станет.

А вот что предлагают регионы:

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

Освободить образовательные учреждения от всех видов налогов на заработанные средства, реинвестируемые в образовательный процесс.
Не увеличивая общего количества налогов, ввести для организаций и учреждений всех форм собственности налог на профессиональную подготовку кадров.
– Предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право определять объем и структуру приема студентов в средние специальные учебные заведения федерального подчинения (отраслевые ссузы) в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение.
– Финансирование из федерального бюджета расходов средних специальных учебных заведений федерального подчинения на подготовку востребованных территориями квалифицированных кадров осуществлять региональными управлениями федерального казначейства по поручениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
– Установить для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в определении объема и структуры приема студентов в средние специальные учебные заведения федерального подчинения, необходимость ежегодного отчета по показателям трудоустройства выпускников отраслевых ссузов в соответствии с полученным образованием.
– Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять в федеральные министерства и ведомства, имеющие средние специальные учебные заведения, обоснование объема и структуры подготовки кадров путем направления информации об уровне трудоустройства выпускников предыдущего года.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

1. Структурные изменения.
Самарская область готова принять в свое ведение учреждения среднего профессионального образования, курируемые различными министерствами и ведомствами, но только вместе со средствами, предусмотренными федеральным бюджетом на их содержание.
2. Социальное партнерство.
Создан региональный совет по кадровой политике при администрации области, а также муниципальные и межмуниципальные (окружные) советы по кадровой политике.
Разработана Комплексная программа управления кадровым потенциалом Самарской области на 2004–2008 гг., которая должна связать в едином пространстве власть, промышленность, бизнес, науку и образование. Ее реализация потребует социального партнерства крупного формата, аккумуляции усилий специалистов, работающих на стыке различных профессий и областей знаний.
3. Ежегодный пересмотр перечня специальностей и профессий, востребованных рынком труда.
Реализуется стратегия конкурсного размещения регионального (муниципального) заказа в профессиональных учреждениях, что создает конкурентную среду на рынке образовательных услуг и способствует повышению качества профессионального образования.
4. Интеграция образовательных учреждений разного уровня и подчиненности в университетские комплексы и многоуровневые колледжи.
В малых городах области на базе монопрофильных образовательных учреждений разного уровня профессионального образования созданы многопрофильные комплексы непрерывного профессионального образования – губернские колледжи, охватывающие все образовательное пространство, сочетающие все формы образовательных услуг, дающие возможность получить не только основную, но и дополнительную, «страхующую» профессию, навыки эффективного поведения на рынке труда. Губернские колледжи созданы в городах Похвистнево, Сызрань, Чапаевск; это многоуровневые многопрофильные образовательные учреждения, реализующие более 20 специальностей.
5. Разработка современных стандартов профессионального образования и сертификация профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей.
В губернии создан областной Центр сертификации профессиональных квалификаций, разрабатывающий совместно с работодателями профессиональные стандарты, которые аккумулируют в себе последние квалификационные требования работодателей, и организующий процедуру оценки соответствия профессиональных компетенций выпускников этим требованиям.
6. Перевод уровня среднего профессионального образования в статус высшего образования неуниверситетского типа.
По классификации ЮНЕСКО, среднее профессиональное образование относится к высшему образованию неуниверситетского типа, а в большинстве стран Европы и в США колледж – это учреждение специального высшего образования (в отличие от т.н. «исследовательских» университетов).

ОТ РЕДАКЦИИ:

…Таким образом, регионы предлагают отменить монополию ведомства на среднюю профессиональную подготовку. Сделать работодателя, прежде всего именно его, главным заказчиком для техникумов. И оценивать работу системы не по валу подготовленных специалистов, а по востребованности их рынком труда. Для этого регионы готовы распределять между техникумами и колледжами заказ на кадровую подготовку.
Тогда и зарплаты будут зависеть от того, насколько эффективен техникум, и студенты будут учиться не за стипендию, а за будущий свой заработок.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru