ДОКУМЕНТЫ
Спасательный круг
Нам пишут о тяжелобольном ребенке.
Пишет сосед. В 16 лет, пишет, у ребенка рост
пятилетнего; при постоянных скандалах пьяных
родителей ребенок забыт, и единственный его
собеседник – телевизор. Раз в неделю приходят
учителя, проверяют уровень знаний, оставляют
новые задания. И опять неделя одиночества да
пьяный разгул родителей. Наш читатель задает
вроде бы частный вопрос: где может получить
образование ребенок-инвалид из неблагополучной
семьи? Но ведь образование только одна из
потребностей такого ребенка. Вопрос читателя,
как мы понимаем, состоит в том, как обеспечить
социальную поддержку ребенку-инвалиду? Автор
письма считает, что общество в целом и чиновники
в частности (к ним он причисляет и сотрудников
газеты – «знаю, вам наплевать на человека»)
заняты высокими проблемами и им не до человека.
На самом деле положение совсем не
таково, как его видит наш автор. И не в том
причина, есть ли в нашей редакции человек с
совестью или и для нас она (совесть), как и «для
всей страны, – редкость». В Российской Федерации
создана и действует государственная система
социальной поддержки инвалидов. От совести
конкретного чиновника может зависеть качество
этой поддержки на отдельных участках, но
чиновника можно обойти или поправить. Важно
только, чтобы сам инвалид или его законные
представители обращались в тот орган или
учреждение, которым поручены конкретные
обязанности по социальной поддержке инвалидов.
Разберемся конкретно. Основой социальной защиты
ребенка является его семья. Семья находится под
защитой государства. Права родителей на
воспитание детей могут быть ограничены (вплоть
до лишения их родительских прав) только судом,
если он установит, что родители не в состоянии
обеспечить надлежащее воспитание и развитие
ребенка, отказываются от выполнения
обязанностей родителей, злоупотребляют
родительскими правами, жестоко обращаются с
детьми, больны хроническим алкоголизмом или
наркоманией. Такие дела суд рассматривает по
инициативе одного из законных представителей
ребенка-инвалида, прокурора, а также органа или
учреждения, на которые возложены обязанности по
охране прав несовершеннолетних детей (органов
опеки и попечительства, комиссий по делам
несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и
других). Если действительно семья, где живет
ребенок-инвалид, неблагополучная и живет в
«пьяном разгуле», самое простое – обратиться в
сельскую управу или к главе районной управы: они
правомочны проверить факты и, если они имеют
место, возбудить перед судом дело о мерах по
обеспечению прав ребенка-инвалида. Чаще всего
родители детей-инвалидов, особенно живущие в
деревне, как в данном случае, не знают о тех
возможностях, которые предоставляют им
государственная система социальной защиты
инвалидов, государственные учреждения
социального обслуживания в помощь по
обеспечению воспитания и образования
ребенка-инвалида. По этому вопросу целесообразно
с приложением необходимых документов обращаться
в органы социальной защиты населения. Возможно,
наш автор прав и для ребенка общее образование,
которое он получает на дому, уже недостаточно.
Может быть, целесообразно поместить его в
специальный интернат. Но решение этого вопроса
может быть начато только по инициативе родителей
или органов опеки и попечительства местными
органами управления образованием и социальной
защиты. Таким образом, лучше все-таки задать
конкретные вопросы лицам (организациям),
отвечающим за соответствующую работу. Конечно,
мы перешлем ваше обращение в соответствующий
орган, но прямое обращение самого инвалида или
его законных представителей просто сократило бы
сроки получения необходимой информации и
решения поставленных вопросов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|