ДОКУМЕНТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 декабря 2002 г. № 4452
Об утверждении Методики
применения дистанционных образовательных
технологий (дистанционного обучения) в
образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования
Российской Федерации
С целью оказания методической помощи
учреждениям высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования в использовании
при организации образовательного процесса
современных информационных технологий
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику применения
дистанционных образовательных технологий
(дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования Российской
Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа
возложить на заместителя министра Л.С.Гребнева.
МЕТОДИКА
применения дистанционных образовательных
технологий (дистанционного обучения) в
образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА приказом Минобразования России от l8
декабря 2002 г. № 4452
1. Дистанционное обучение
обеспечивается применением совокупности
образовательных технологий, при которых
целенаправленное опосредованное или не
полностью опосредованное взаимодействие
обучающегося и преподавателя осуществляется
независимо от места их нахождения и
распределения во времени на основе
педагогически организованных информационных
технологий, прежде всего с использованием
средств телекоммуникаций. Основными
дистанционными образовательными технологиями
являются кейсовая технология,
интернет-технология, телекоммуникационная
технология. Допускается сочетание основных
видов технологий.
2. Целью дистанционного обучения является
предоставление обучающимся непосредственно по
месту жительства или временного их пребывания
возможности освоения основных и (или)
дополнительных профессиональных
образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования (далее –
образовательные программы) соответственно в
образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования
(далее – образовательные учреждения).
3. Образовательный процесс с использованием
дистанционного обучения может осуществляться
образовательным учреждением по очной,
очно-заочной (вечерней), заочной формам получения
образования, в форме экстерната или при
сочетании указанных форм.
Повышение квалификации и профессиональная
переподготовка специалистов в образовательном
учреждении повышения квалификации проводятся с
отрывом от работы, без отрыва от работы, с
частичным отрывом от работы и по индивидуальным
формам обучения*.
Образовательное учреждение может осуществлять
учебный процесс как самостоятельно, так и через
сеть своих обособленных структурных
подразделений – филиалов и представительств**.
4. Филиал образовательного учреждения
осуществляет свои функции в установленном
порядке.
5. В целях оказания студентам, обучающимся по
заочной форме обучения, помощи в освоении
образовательных программ непосредственно по
месту их работы и месту жительства высшее
учебное заведение вправе осуществлять
консультации, текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся путем
привлечения штатных научно-педагогических
работников высшего учебного заведения на основе
учебно-материальной базы представительства***.
Указанная деятельность осуществляется с
согласия органа управления образованием
субъекта Российской Федерации и органа местного
самоуправления, на территории которых находится
представительство.
6. Образовательное учреждение может реализовать
одну или несколько образовательных программ с
использованием в частичном или полном объеме
дистанционного обучения. По отдельным
направлениям (специальностям)**** и профилям
программ дополнительного профессионального
образования может вводиться ограничение на их
освоение с использованием в полном объеме
дистанционного обучения.
Образовательные программы признаются
реализуемыми с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в том случае, если не
менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся
осваивают посредством дистанционных
образовательных технологий. При этом для
образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования посредством
дистанционных образовательных технологий
реализуется не менее 80% объема часов общих
гуманитарных и социально-экономических,
математических и общих естественно-научных
дисциплин. Организация учебного процесса по
очной форме получения образования с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения допускается с учетом установленных
требований к организации учебного процесса по
данной форме получения образования.
7. Лицам, поступающим в образовательное
учреждение на обучение по образовательным
программам, реализация которых осуществляется с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения, предлагается ознакомиться с этим
условием под роспись.
8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих
образовательные программы с использованием
дистанционного обучения, определяются
законодательством Российской Федерации в
соответствии с той формой получения образования,
на которую они зачислены.
9. Наряду с традиционными информационными
ресурсами для обеспечения процесса
дистанционного обучения используются следующие
средства дистанционного обучения:
специализированные учебники с мультимедийными
сопровождениями, электронные
учебно-методические комплексы, включающие
электронные учебники, учебные пособия,
тренинговые компьютерные программы,
компьютерные лабораторные практикумы,
контрольно-тестирующие комплекты, учебные
видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы,
предназначенные для передачи по
телекоммуникационным каналам связи.
10. В качестве основного информационного ресурса
в учебном процессе используются методически
(дидактически) проработанные информационные
базы данных дистанционного обучения,
обеспечивающие современный уровень требований
на момент их использования, по своему объему и
содержанию соответствующие требованиям
государственных образовательных стандартов
основных образовательных программ
определенного уровня или требованиям к
содержанию дополнительных профессиональных
образовательных программ.
База данных дистанционного обучения включает в
виде изданий на различных типах носителей фонд
основной учебной и учебно-методической
литературы; фонд периодических изданий,
укомплектованный отраслевыми изданиями,
соответствующими профилям подготовки кадров,
справочно-библиографическими, а также массовыми
центральными и местными
общественно-политическими изданиями; фонд
научной литературы, представленный монографиями
и периодическими научными изданиями по профилю
каждой образовательной программы.
11. При дистанционном обучении образовательное
учреждение обеспечивает каждому обучающемуся
возможность доступа к средствам дистанционного
обучения и основному информационному ресурсу в
объеме часов учебного плана, необходимых для
освоения соответствующей образовательной
программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам
данных дистанционного обучения, иным средствам
дистанционного обучения в базовом
образовательном учреждении, филиалах,
представительствах и индивидуально
образовательное учреждение использует средства
телекоммуникаций.
При отсутствии необходимых
аппаратно-программных средств у обучающегося
индивидуально образовательное учреждение может
предоставлять ему эти средства на условиях и в
порядке, предусмотренных действующим
законодательством.
12. При дистанционном обучении образовательное
учреждение осуществляет научную и
учебно-методическую помощь обучающимся через
консультации квалифицированных преподавателей
с использованием средств телекоммуникаций.
13. Текущий контроль и промежуточная аттестация
обучающихся осуществляются образовательным
учреждением или традиционными методами, или с
использованием электронных средств (электронное
тестирование и пр.), обеспечивающих
идентификацию личности. Обязательная итоговая
аттестация выпускников осуществляется
традиционными методами.
14. Профессорско-преподавательский и
преподавательский состав, осуществляющий
дистанционное обучение, может состоять из
педагогических работников образовательного
учреждения, его филиалов, проживающих в
различных городах и населенных пунктах,
объединенных организационно и методически
средствами телекоммуникаций, ведущих
образовательный процесс в филиалах и
осуществляющих консультации, текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах в сетевом режиме с
использованием телекоммуникационных и иных
средств, независимо от места нахождения
педагогических работников.
15. Образовательное учреждение может по одной или
нескольким реализуемым им образовательным
программам организовывать образовательный
процесс с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в сети своих филиалов и
осуществлять консультации, текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах, обеспечив единство
образовательного процесса.
16. Для подтверждения возможности реализации
одной или нескольких образовательных программ с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения образовательное учреждение может
обратиться в Минобразования России с заявлением
о проведении проверки такой готовности в
соответствии со следующими и иными требованиями
настоящей методики:
наличие электронных учебно-методических
комплексов по каждой учебной дисциплине либо
специальных кейсов (индивидуальных комплектов,
учебно-методических материалов с использованием
мультимедийных средств);
наличие специальной корпоративной
информационной системы документооборота (в том
числе электронного), полностью обеспечивающей
администрирование образовательного процесса;
наличие преподавателей, специально
подготовленных для работы в новой
информационно-образовательной среде;
наличие специальных (в том числе электронных)
форм проверки знаний обучающихся.
В этом случае объем требований, предъявляемых к
образовательным учреждениям, при проведении
проверки и порядок ее проведения
устанавливаются Минобразования России с учетом
типа образовательного учреждения и особенностей
используемой дистанционной образовательной
технологии.
При организации проверки целесообразно участие
государственных органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, а
для образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования – также
федеральных ведомственных органов управления
образованием, в ведении которых находятся
образовательные учреждения.
Отсутствие подтверждения такой готовности не
лишает образовательное учреждение права
реализовывать образовательные программы с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения.
17. Образовательное учреждение осуществляет в
установленном порядке прием на обучение по
образовательным программам, переводы и
отчисление обучающихся.
18. При организации дистанционного обучения
целесообразно учет результатов учебного
процесса и внутреннее делопроизводство вести в
электронном виде с применением положений
Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ “Об
электронной цифровой подписи”.
Из образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования Минобразования
России может подтверждать готовность
реализовать образовательные программы с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения тех образовательных учреждений,
которые находятся в ведении федеральных органов
исполнительной власти, а также иных
образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования по
аккредитованным образовательным программам.
19. Количество и пропускная способность каналов
телекоммуникаций, оснащенность учебного
процесса специализированным и лабораторным
оборудованием (как собственным, так и
арендованным), средствами доставки знаний
обучающимся в образовательном учреждении,
филиалах и индивидуально должны в реальном
режиме времени или в записи обеспечивать
возможность реализации дистанционного обучения.
20. Образовательное учреждение может
обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки
обучающегося по каждому направлению
(специальности) подготовки с применением
занятий, имеющих дидактическое обеспечение для
их проведения в телевизионных, компьютерных,
сетевых и других средах.
При этом все обучающиеся обеспечиваются
учебными рабочими местами, оснащенными для
дистанционного обучения с учетом сменности.
Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают
обучающимся возможность доступа к средствам
дистанционного обучения и основным
информационным ресурсам.
21. Для проведения предусмотренных учебным планом
лабораторных и практических занятий
образовательное учреждение предоставляет
обучающимся возможность участия в этих занятиях
реально либо с применением дистанционного
обучения (виртуальная лабораторная работа или
работа в лаборатории удаленного доступа).
22. В зависимости от принятой дистанционной
образовательной технологии образовательному
учреждению необходимо располагать набором
специально оборудованных помещений,
обеспечивающих проведение образовательного
процесса по всем дисциплинам в соответствии с
государственными образовательными стандартами.
Все помещения и рабочие места должны
соответствовать установленным требованиям.
23. Образовательное учреждение обеспечивает
обучающимся возможность прохождения учебных и
производственных практик, предусмотренных
государственными образовательными стандартами.
Учебные практики обучающиеся проходят с
применением традиционной технологии и (или)
дистанционного обучения. Производственные
практики (включая технологические и
преддипломные) обучающиеся проходят, как
правило, традиционно.
24. Образовательному учреждению рекомендуется
организовывать профессиональную переподготовку
или повышение квалификации:
профессорско-преподавательского состава – для
преподавания в новой
информационно-образовательной среде,
преподавателей и учебно-вспомогательного
персонала – для работы с дистанционной
образовательной технологией в филиалах и
представительствах, с объемом обучения не менее
72 часов, и контроль за качеством обучения.
25. Для образовательного учреждения (филиала),
реализующего образовательные программы с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения, предельная численность контингента
обучающихся рассчитывается и фиксируется в
лицензии образовательного учреждения с учетом
применяемой дистанционной образовательной
технологии.
* Постановление Правительства
Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 “Об
утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов” – Собрание
законодательства Российской Федерации от 03.07.1995
№ 27, ст. 2580.
** Здесь и далее понятие “представительство”
образовательного учреждения относится
исключительно к представительствам высших
учебных заведений.
*** Постановление Правительства Российской
Федерации от 05.04.2001 № 264 “Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем
образовательном учреждении) Российской
Федерации” – Собрание законодательства
Российской Федерации от 16.04.2001 № 16, ст. 1595.
**** Из числа тех, по которым получение высшего
профессионального образования в форме
экстерната не допускается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|