РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Вот, говорят, девочки совсем не то, что
мальчики...
А мы этому верим и становимся узкими
специалистами: совершенно узнаваемыми
родителями только мальчиков или только девочек
Девочки понятливее, самостоятельнее,
сговорчивее, расторопнее, легче в общении и лужи
всегда обходят стороной. Мальчики же – совсем
другое дело: они упрямы и неповоротливы с пеленок,
чужому опыту не верят, а собственным обзаводятся
с наибольшими потерями. Девчонки быстрее
начинают ходить, говорить, танцевать, слушать; в
неполные четыре года помогают мыть посуду,
мечтают о балете. А мальчишкам некуда торопиться.
Могут заговорить и в пять лет, а потом без
сожалений до восемнадцати играть в машинки,
солдатиков, мастерить кольчуги, гонять мячи и
помалкивать, давая нам возможность считать их
кем угодно…
Только со временем понимаешь, что из-за
неопытности или по привычке мы принимаемся
судить о детях второпях, с точки зрения удобства,
выгоды, пользы; словно речь идет о качестве
майонеза или замороженных полуфабрикатов. Как
будто у детей есть срок хранения, дата
использования и процентный состав полезных и
вредных компонентов. Сравнивая, взвешивая,
классифицируя детей, мы правды о них не узнаем.
Хотя взгляд практичный на первых порах не
помешает, чтобы наладить быт в связи с появлением
в доме пришельца и вдоволь наиграться в дочки-матери,
исчерпав страсть к красивым детским вещичкам,
соскам, бутылкам. Но такой взгляд может быть лишь
отправной точкой, но ни в коем случае не
философской системой. Потому что очень скоро его
станет катастрофически мало. И вообще мир с
появлением в нем детей перестает быть примитивно
трехмерным: отныне и навсегда количество его
граней будет равно n+1, и ни одной гранью меньше.
Однажды все станет чуть-чуть понятнее. Вы
успокоитесь, а жизнь, отбросив лишние
возможности, наладится. И это будет означать, что
вам наконец удалось, как радиоприемнику, поймать
нужную частоту и настроиться на восприятие
своего ребенка. Но так как у младенца и школьника,
не говоря уже о подростке, своя частота, то и
спокойствие это будет недолгим и скоро опять
придется меняться и взрослеть. И если сначала нас
забавляли и интересовали абстрактные сравнения
и отличия, то теперь, когда дети чуть-чуть
подросли и пропал эффект новизны, а дел
прибавилось, нам бы только самое необходимое
успеть. Вот тут-то мы и становимся узкими
специалистами: совершенно узнаваемыми
родителями только мальчиков или только девочек.
Особенно мамы, будто бы настоящие фанаты
“Зенита” или “Спартака”, меняют стиль одежды
на спортивный, стиль общения – на деловой. И
начинают воспитывать мужественных и смелых
мужчин. А то неприметная женщина в очереди выдаст
себя ядовитым замечанием по поводу
расшалившейся девчонки, и станет ясно, что свою
долгую жизнь она с грехом пополам одолевала
трудную науку воспитания сына, а дочек и внучек
на руках подержать не пришлось. Мама-теща, мама-свекровь
– это ведь не только из области народного юмора,
это из нашей будничной жизни. Поэтому, чем скорее
придет нам срок понять, что у нас растут не просто
мальчики или девочки, а «человеки», тем уютнее и
безопаснее станет наше собственное
существование, тем понятнее все остальные дети.
Детей в разряд «человеков» надо переводить как
можно раньше, хотя бы с рождения, чтобы стало
больше смысла, толка и нужды в наших с ними
отношениях.
Ребенок может повзрослеть и в семь лет. И в десять
сможет обойтись без нашей поддержки и участия. А
кому-то из детей вообще не повезет настолько, что
взаимопонимания в его отношениях с родителями не
будет с самого начала. Это горько, но так бывает, и
довольно часто. Прежде всего потому, что нет и
неоткуда взять родителям точные знания и навыки
обращения с людьми маленького роста. Эти знания и
навыки складываются постепенно, рукотворно, день
за днем, в связи с особенностями и потребностями
конкретного ребенка, порой вопреки опыту
человечества, здравому смыслу и логике вещей. А
если бы такие знания все-таки существовали, то
состояли бы они целиком из одних исключений,
счастливых случайностей и невероятных
совпадений.
Дети говорят с рождения. Только мы их не всегда
умеем понять.
– Нет! – кричит новорожденный изо всех сил. – Не
хочу! Мне страшно! – А взрослым не до него: у них
свои в этот момент заботы и переживания.
– Не хочу, не буду (спать, есть, гулять)! – Но
взрослые опять видят в его словах одно лишь
упрямство, капризы, скверный характер. И
привыкают вести с детьми монолог.
Подросток, если его “нет” не слышат, сначала
тоже может покричать, но плакать скорее всего не
станет. Он, видимо, знает о нас уже что-то такое,
что дает ему право прогнозировать и реакцию, и
результат, и возможность быстро успокаиваться,
найдя очередное подтверждение нашей
предсказуемости (или, если хотите, однообразию).
По тем или иным причинам годам к четырнадцати-пятнадцати
или к шестнадцати-семнадцати ребенок становится
вещью в себе. И может даже показаться, что нет ему
теперь дела ни до наших советов и мнений, ни до
наших предупреждений, переживаний и слез. Так
независимо и самоуверенно он держится, так
убедительно говорит, что вскоре родители и
думать забывают, что когда-то эти мальчики и
девочки были частью их повседневной жизни, их
заботой, а не только привычкой задавать дежурные
вопросы и оплачивать проезд, обед и чипсы с
газировкой.
Плач маленького ребенка поначалу трогает, слезы
школьника уже не очень, а проблемы, страсти и
горести наших взрослых детей нас чаще всего
вообще оставляют равнодушными – какая-то
примитивная прямая перспектива выходит. Тогда
как правильнее было бы как раз перспектива
обратная, как на старинных иконах, когда чем
дальше, тем ближе, виднее и понятнее, а значит, и
роднее. И не по прямому кровному родству, а по
тому, самому надежному родству человеческих душ,
много трудившихся, чтобы понять друг друга.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|