Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

“...Большинство людей убеждены: в «школьной» игре проигравший получает то, что заслужил. Вера в способность школы «маркировать» людей правильно, по заслугам так сильна, что люди принимают свою профессиональную и личную судьбу с покорностью игроков.
Главная задача – преодолеть эту иллюзию и определить программу действий для радикального «расшколивания» общества.
Но главная иллюзия состоит в том, что образование – результат преподавания. Однако множество людей приобретают большую часть своей проницательности, знаний и навыков вне школы. А если в школе, то лишь потому, что она становится местом «заточения» на много лет.
Идет борьба за освобождение человеческих умов от ошибочной идеологии «обучения только в школе». Конечная и положительная стадия борьбы – право образовательной свободы”.
Иван ИЛЛИЧ

Когда в начале 70-х годов известный социолог, философ и писатель Иван Иллич говорил о “расшколивании” образования, в мире существовало всего несколько школ, где взрослые и дети сотрудничали, не подавляя друг друга. Тогда казалось, это лишь исключения, подтверждающие необходимость классно-урочной системы и стандартной школы для всех. Но немногие энтузиасты и революционеры, еще вчера считавшиеся неисправимыми чудаками, сегодня воспринимаются как часть иной системы – альтернативной, инновационной, но уже системы.

“...И я начал понимать, что вся школьная программа построена на предрассудках и заблуждениях”

Сегодня разрыв между потребностями учеников и должностными обязанностями учителя столь велик, что даже вполне традиционный учитель математики государственной лондонской школы пишет письмо в интернет-газету «Педагогическая ересь». Вот с какими названиями уже выходят газеты! Хочет ли педагог разобраться в себе, ищет поддержки или, напротив, мечтает быть опровергнутым? Характерен сам ход его рассуждений.

Профессор С.Бенгу, министр образования ЮАР, произнес речь на конференции, посвященной демократизации образования. Он сказал, что его страна хочет отказаться от бюрократических предписаний относительно школьных программ и требований. У них уже есть проект перестройки образования, рассчитанный на три года, в результате ученики получат возможность влиять на выбор темы и предметов для изучения.
Как же так? А если дети не захотят изучать математику? Смогут ли они найти себе работу? Во что превратится мир, если люди будут выходить из школы, не зная основ математики? Математика необходима, если вы собираетесь стать инженером, конструктором. А если не собираетесь? Обязательно ли тащить всех учеников через алгебраические и геометрические джунгли, убеждая, как эта наука красива и полезна для жизни? Проведем параллель (я математик!), например, со стоматологией. Ведь мы не учим всех школьников технике оказания первой зубоврачебной помощи, чтобы затем лишь один человек в классе стал дантистом.
Пока я сам учил математику в детстве, потом преподавал, потом наблюдал, как мучится над задачками мой сын, во мне созревала крамольная мысль: «И это лучшее из всего, чем мы могли бы заняться?» Сегодня я вижу: школьная программа строится на предрассудках и заблуждениях.
Распространенная ошибка – путать математику и арифметику. А между тем именно арифметика отнимает львиную долю времени в наших школах. Нам кажется, что чрезвычайно важно научить ребенка считать, вычитать, умножать. Великий математик и философ Бертран Рассел был далеко не силен в арифметике.
Еще один массовый предрассудок – современному производству, экономике необходимы математически грамотные работники. Один мой коллега опросил сто руководителей фирм в Бирмингеме по поводу требований, предъявляемых к претендентам на должность в фирме. И что же? Никто не сказал, что им требуется математик. Более того, было даже не важно, знаком ли сотрудник с четырьмя арифметическими действиями. Это совпало с моим собственным жизненным опытом. В 16 лет я закончил школу и работал некоторое время в банке. Мне совершенно не пригодились математические формулы, зато пришлось освоить правила банковских игр. Однако я очень гордился своими математическими способностями и пошел в учителя.
Мне кажется, похожий предрассудок связан с чистописанием. Сколько сил отдается этому предмету! Может, лучше учить думать, рассуждать логически, изобретать? В конце концов, кто сегодня пишет от руки даже частные письма? Мои коллеги уверяют меня, что письмо развивает мелкую моторику, тренирует определенные группы мышц. Разве нельзя это делать другим способом, при помощи других упражнений. Оригами, вышивание, собирание моделей самолетов – мало ли что можно придумать! Хорошо еще, что перестали из столь же высоких соображений переучивать леворуких детей. Впрочем, наверняка где-то до сих пор работает учительница в начальной школе, которая считает, что писать левой рукой неправильно и вредно. Так же, как не уметь умножать и складывать дроби.
Я продолжаю учить детей математике. Где же логика? Кстати, именно логикой я бы охотно позанимался с моими учениками и коллегами. Это действительно важный предмет.

Роланд МЕЙГАН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru