Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

Модернизация образования:
самарский вариант

В Самарской области благодаря гарантированному финансовому нормативу директора школ получили самостоятельность. А значит – возможность выбирать собственную стратегию развития

В отдельно взятом регионе России эффективно действует федеральная модель региональной системы образования. Губернатор платит зарплату, мэры ремонтируют здания, школы получают деньги по нормативу. Учителя ищут инновационные методики, чтобы школа была конкурентоспособной, а родители становятся попечителями, чтобы строить работу школы в соответствии с образовательными потребностями своих детей.

Через норматив – к самостоятельности школ

В Самарской области теперь не говорят «образовательный округ» – прокуратура запретила. Не удалось бы пробить постановление правительства о Самарском эксперименте – вообще неизвестно, чем закончилась бы попытка построить эффективную систему управления образованием в одном отдельно взятом регионе.
Но пока все развивается благополучно: эксперимент отстояли. Самарская система регионального управления образованием набирает обороты и в каком-то смысле перестает носить исключительно экспериментальный характер, поскольку работает эффективно. Мы можем это заявить, опираясь на экспертное исследование, проведенное нами в течение прошлого года. При подготовке к «Тольяттинскому диалогу», во время этого события, когда вице-премьер Валентина Матвиенко подробно знакомилась с особенностями регионального образовательного проекта, мы не упускали ни одной возможности побывать в области, встретиться с директорами школ, родителями, местным начальством, детьми и учителями.
Наш вывод: в Самарской области разработана и эффективно действует федеральная система регионального управления образованием.
Федеральная – потому что, с точки зрения многих экспертов, с которой мы согласны, эта система является модельной для российских регионов, несмотря на все различия между ними. В ней есть системообразующие элементы, позволяющие эффективно управлять школой в любом регионе.
Мы вовсе не ратуем за то, чтобы с завтрашнего дня повсеместно внедрить эту систему.
Но мы хотим, чтобы учителя и директора в других регионах, главы местных администраций узнали: в Самарской области действует эффективная модель регионального управления системой образования, модернизированная под современные условия рынка и сохраняющая главные достижения прежней школы.
Основные черты этой системы, как мы ее увидели, таковы:
– делегирование части полномочий местного самоуправления в области экономики образования субъекту Федерации;
– введение регионального финансового норматива в образовании;
– укрупнение территориальных единиц управления образования – те самые округа, которые сегодня называют территориальными управлениями;
– изменение структуры сети сельских школ – из-за чего и было сломано столько копий, об этом мы еще поговорим;
– развитие общественного управления образованием, особенно на местном уровне;
– экономическое и правовое закрепление за местным самоуправлением заботы о содержании школьного хозяйства;
– поддержка инициатив любого уровня.
Если анализировать самарскую систему регионального управления образованием с точки зрения образовательной политики, то ее основная особенность, на наш взгляд, в том, что руководство области и самарского образования не регулируют каждое действие школ и местного самоуправления.
Им удалось создать условия, при которых родители, директора школ, главы местных администраций, волостных и районных, учителя строят свою личную и профессиональную деятельность так, что «оживает» вся система. В школе появляется новое содержание образования, местное сообщество вовлекается в образование, деньги расходуются намного эффективнее, и результатом всего этого стала явная стабилизация школьной жизни в Самарской области.
Это факт – с директоров сняты многие хлопоты, несвойственные руководителю школы, у глав местных администраций не болит голова о зарплате учителей, а губернатор спокоен за условия обучения детей: ремонт, канализацию и отопление. Не все, конечно, так гладко, но есть механизм нормального решения всех задач, и они не переходят в статус чрезвычайной ситуации.
В Самарской области доказан на практике важный принцип гражданского общества: усиление местного самоуправления экономически выгодно; выгодна и централизация, если она компенсируется усилением общественного влияния на местах.
В экономике образования реализуется современный принцип хозяйствования – конкуренция между школами не только повышает качество образования, но и создает механизм заинтересованности начальства в инновационных проектах. Потому что в условиях конкуренции они повышают конкурентоспособность школы. Поэтому даже те, кто в других условиях никогда в жизни не заинтересовался бы новыми технологиями, проектным способом обучения, развивающим обучением и многим другим, охотятся за инновациями так, как садоводы-профессионалы охотятся за семенами самых производительных сортов.
Это и есть модернизация школы.

Конкуренция школ – как это возможно?

С нашей точки зрения, основной тормоз модернизации российского образования в том, что общество и государство по привычке относятся к школе как к “учреждению социальной сферы”.
Хотя экономисты не устают повторять: образование – это ресурс развития экономики, благосостояния и безопасности граждан и страны в целом.
– Рынок и образование? Это несовместимо! – отвечают им.
Но если согласиться с тем, что мы строим рынок образовательных услуг, сочетая экономическую выгоду, гуманитарную экспертизу образовательных проектов и общественные интересы, мы можем добиться как раз того, чего хотели и никогда не могли добиться те, кто считает образование исключительно государственно-социальной сферой.
Мы можем добиться, и самарская система регионального управления образованием это подтверждает, мощного социального эффекта – образование делает другим село, меняется отношение граждан к школе, к учителю. А экономика школы стабилизируется: вводится определенный норматив, он стимулирует развитие школы и обеспечивает бесперебойную заработную плату, дает местной власти возможность тратить деньги на ремонт, обеспечение тепла и другие хозяйственные нужды.
Кстати говоря, в Самарской области стараются, чтобы у каждой школы была своя котельная – социализм закончился. Когда на рынке ЖКХ появится конкуренция и за право предоставлять коммунальные услуги начнут бороться разные компании – тогда в этой отрасли все пойдет на лад.
Так уже произошло в системе образования Самарской губернии: школы борются за учеников.
– Мы будем в библиотеке создавать медиатеку, после ремонта, – сообщает один директор, – и расширим музей, потому что родителям нравится, что дети изучают историю села. Надеюсь, это даст приращение учеников, а вместе с ними и денег по нормативу.
Норматив – около 6 тысяч. Расчеты учитывают специфику каждой школы. Оказывается, на региональном уровне это возможно!

Кинель-Черкасское гражданское общество

Кротовская волость, Кинель-Черкасский район, Отрадненское территориальное управление (бывший округ), Самарская область. Международная конференция по связи школы и местного сообщества. Волость принимает участников конференции на европейский манер – доклады с использованием современной техники, кофе-брейки и открытый диалог участников: местных предпринимателей, представителей власти, ученых и образовательных деятелей.
Директор школы Игорь Шишлов, молодой специалист, ему нет еще и тридцати, сделал фантастический доклад. Он разложил по полочкам, описал весь бюджет школы – от зарплаты учителям до стоимости штор и мела.
А поскольку все это происходило в присутствии учредителя, главы администрации Виктора Альтергота, попечителей, представителей местного сообщества и руководителей губернской системы образования – Ефима Когана и Виктории Прудниковой, да еще гостей со всей России и из-за рубежа, то подобную открытость бюджета можно назвать предельной.
Было наглядно показано, что финансовый норматив образования рассчитывается не в кабинете министерства или департамента, он рассчитывается на основе бюджета образовательной программы школы, а уже потом все школьные бюджеты суммируются, и из них выводится норматив. И если школьный бюджет рассчитан неграмотно (по советской привычке: проси больше, дадут меньше), то необоснованные статьи не будут учтены. Но это не бюрократическая процедура – бюджет согласуется с местным сообществом и с учредителем.
…Конечно, самарская модель еще только начинает давать результаты. Трудностей и проблем еще предостаточно. Но уже сейчас видно: идет кропотливая работа по стабилизации системы образования и накапливается ресурс для мощного рывка вперед.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru