ОРИЕНТИРЫ
Модернизация образования:
самарский вариант
В Самарской области благодаря
гарантированному финансовому нормативу
директора школ получили самостоятельность. А
значит – возможность выбирать собственную
стратегию развития
В отдельно взятом регионе России
эффективно действует федеральная модель
региональной системы образования. Губернатор
платит зарплату, мэры ремонтируют здания, школы
получают деньги по нормативу. Учителя ищут
инновационные методики, чтобы школа была
конкурентоспособной, а родители становятся
попечителями, чтобы строить работу школы в
соответствии с образовательными потребностями
своих детей.
Через норматив – к
самостоятельности школ
В Самарской области теперь не говорят
«образовательный округ» – прокуратура
запретила. Не удалось бы пробить постановление
правительства о Самарском эксперименте – вообще
неизвестно, чем закончилась бы попытка построить
эффективную систему управления образованием в
одном отдельно взятом регионе.
Но пока все развивается благополучно:
эксперимент отстояли. Самарская система
регионального управления образованием набирает
обороты и в каком-то смысле перестает носить
исключительно экспериментальный характер,
поскольку работает эффективно. Мы можем это
заявить, опираясь на экспертное исследование,
проведенное нами в течение прошлого года. При
подготовке к «Тольяттинскому диалогу», во время
этого события, когда вице-премьер Валентина
Матвиенко подробно знакомилась с особенностями
регионального образовательного проекта, мы не
упускали ни одной возможности побывать в области,
встретиться с директорами школ, родителями,
местным начальством, детьми и учителями.
Наш вывод: в Самарской области разработана и
эффективно действует федеральная система
регионального управления образованием.
Федеральная – потому что, с точки зрения многих
экспертов, с которой мы согласны, эта система
является модельной для российских регионов,
несмотря на все различия между ними. В ней есть
системообразующие элементы, позволяющие
эффективно управлять школой в любом регионе.
Мы вовсе не ратуем за то, чтобы с завтрашнего дня
повсеместно внедрить эту систему.
Но мы хотим, чтобы учителя и директора в других
регионах, главы местных администраций узнали: в
Самарской области действует эффективная модель
регионального управления системой образования,
модернизированная под современные условия рынка
и сохраняющая главные достижения прежней школы.
Основные черты этой системы, как мы ее увидели,
таковы:
– делегирование части полномочий местного
самоуправления в области экономики образования
субъекту Федерации;
– введение регионального финансового норматива
в образовании;
– укрупнение территориальных единиц управления
образования – те самые округа, которые сегодня
называют территориальными управлениями;
– изменение структуры сети сельских школ – из-за
чего и было сломано столько копий, об этом мы еще
поговорим;
– развитие общественного управления
образованием, особенно на местном уровне;
– экономическое и правовое закрепление за
местным самоуправлением заботы о содержании
школьного хозяйства;
– поддержка инициатив любого уровня.
Если анализировать самарскую систему
регионального управления образованием с точки
зрения образовательной политики, то ее основная
особенность, на наш взгляд, в том, что руководство
области и самарского образования не регулируют
каждое действие школ и местного самоуправления.
Им удалось создать условия, при которых родители,
директора школ, главы местных администраций,
волостных и районных, учителя строят свою личную
и профессиональную деятельность так, что
«оживает» вся система. В школе появляется новое
содержание образования, местное сообщество
вовлекается в образование, деньги расходуются
намного эффективнее, и результатом всего этого
стала явная стабилизация школьной жизни в
Самарской области.
Это факт – с директоров сняты многие хлопоты,
несвойственные руководителю школы, у глав
местных администраций не болит голова о зарплате
учителей, а губернатор спокоен за условия
обучения детей: ремонт, канализацию и отопление.
Не все, конечно, так гладко, но есть механизм
нормального решения всех задач, и они не
переходят в статус чрезвычайной ситуации.
В Самарской области доказан на практике важный
принцип гражданского общества: усиление
местного самоуправления экономически выгодно;
выгодна и централизация, если она компенсируется
усилением общественного влияния на местах.
В экономике образования реализуется современный
принцип хозяйствования – конкуренция между
школами не только повышает качество образования,
но и создает механизм заинтересованности
начальства в инновационных проектах. Потому что
в условиях конкуренции они повышают
конкурентоспособность школы. Поэтому даже те,
кто в других условиях никогда в жизни не
заинтересовался бы новыми технологиями,
проектным способом обучения, развивающим
обучением и многим другим, охотятся за
инновациями так, как садоводы-профессионалы
охотятся за семенами самых производительных
сортов.
Это и есть модернизация школы.
Конкуренция школ – как это возможно?
С нашей точки зрения, основной тормоз
модернизации российского образования в том, что
общество и государство по привычке относятся к
школе как к “учреждению социальной сферы”.
Хотя экономисты не устают повторять: образование
– это ресурс развития экономики, благосостояния
и безопасности граждан и страны в целом.
– Рынок и образование? Это несовместимо! –
отвечают им.
Но если согласиться с тем, что мы строим рынок
образовательных услуг, сочетая экономическую
выгоду, гуманитарную экспертизу образовательных
проектов и общественные интересы, мы можем
добиться как раз того, чего хотели и никогда не
могли добиться те, кто считает образование
исключительно государственно-социальной сферой.
Мы можем добиться, и самарская система
регионального управления образованием это
подтверждает, мощного социального эффекта –
образование делает другим село, меняется
отношение граждан к школе, к учителю. А экономика
школы стабилизируется: вводится определенный
норматив, он стимулирует развитие школы и
обеспечивает бесперебойную заработную плату,
дает местной власти возможность тратить деньги
на ремонт, обеспечение тепла и другие
хозяйственные нужды.
Кстати говоря, в Самарской области стараются,
чтобы у каждой школы была своя котельная –
социализм закончился. Когда на рынке ЖКХ
появится конкуренция и за право предоставлять
коммунальные услуги начнут бороться разные
компании – тогда в этой отрасли все пойдет на лад.
Так уже произошло в системе образования
Самарской губернии: школы борются за учеников.
– Мы будем в библиотеке создавать медиатеку,
после ремонта, – сообщает один директор, – и
расширим музей, потому что родителям нравится,
что дети изучают историю села. Надеюсь, это даст
приращение учеников, а вместе с ними и денег по
нормативу.
Норматив – около 6 тысяч. Расчеты учитывают
специфику каждой школы. Оказывается, на
региональном уровне это возможно!
Кинель-Черкасское гражданское
общество
Кротовская волость, Кинель-Черкасский район,
Отрадненское территориальное управление (бывший
округ), Самарская область. Международная
конференция по связи школы и местного сообщества.
Волость принимает участников конференции на
европейский манер – доклады с использованием
современной техники, кофе-брейки и открытый
диалог участников: местных предпринимателей,
представителей власти, ученых и образовательных
деятелей.
Директор школы Игорь Шишлов, молодой специалист,
ему нет еще и тридцати, сделал фантастический
доклад. Он разложил по полочкам, описал весь
бюджет школы – от зарплаты учителям до стоимости
штор и мела.
А поскольку все это происходило в присутствии
учредителя, главы администрации Виктора
Альтергота, попечителей, представителей
местного сообщества и руководителей губернской
системы образования – Ефима Когана и Виктории
Прудниковой, да еще гостей со всей России и из-за
рубежа, то подобную открытость бюджета можно
назвать предельной.
Было наглядно показано, что финансовый норматив
образования рассчитывается не в кабинете
министерства или департамента, он
рассчитывается на основе бюджета
образовательной программы школы, а уже потом все
школьные бюджеты суммируются, и из них выводится
норматив. И если школьный бюджет рассчитан
неграмотно (по советской привычке: проси больше,
дадут меньше), то необоснованные статьи не будут
учтены. Но это не бюрократическая процедура –
бюджет согласуется с местным сообществом и с
учредителем.
…Конечно, самарская модель еще только начинает
давать результаты. Трудностей и проблем еще
предостаточно. Но уже сейчас видно: идет
кропотливая работа по стабилизации системы
образования и накапливается ресурс для мощного
рывка вперед.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|