КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Андрей Смоляков:
“Брожу по лабиринтам человеческих заблуждений”
Актер Театра под руководством
О.Табакова Андрей Смоляков из тех, про кого
говорят – настоящий мужик. Даже когда он
появляется на сцене в роли несчастного,
безвольного, «отравленного алкоголем» Актера в
«На дне».
В свое время никто не предполагал, что подольский
хулиганистый паренек, правда, учившийся на одни
пятерки, игравший в школе на бас-гитаре и
считавшийся местной волейбольной звездой,
станет известным артистом.
Но в 18 лет он пришел в дом на улице Чаплыгина. Там
в это время «заваривала кашу» компания во главе с
Олегом Табаковым. И юноша сразу же стал известным
после нашумевшего «Маугли». Театр в
«подвальчике» (Андрей и его коллеги не любят,
когда говорят «Табакерка») благополучно
прикрыли, но, слава Богу, это дела давно минувших
дней.
А нынешние – роли в «подвале», во МХАТе и в кино.
Последняя премьера с участием Андрея – «Бег»
М.Булгакова, в котором он играет роль генерала
Хлудова.
– Ваша творческая судьба
напоминает легенду об Илье Муромце. Вы тоже
сидели-сидели до 30 лет на лавочке, а потом как
грохнули кулаком по столу, и все ахнули! Почему
так долго не игралось?
– Наша профессия даже не вторичная, а
«третичная»: автор, режиссер, исполнитель. Очень
сложно самому быть кузнецом своего счастья. Нас
ведь выбирают, и делают это субъективно. Вот
молодые сейчас могут пробиться, умеют активно о
себе заявить. А у меня другой характер, я
воспитывался в советской школе, да и от мамы
многое перешло. Кроме того, во мне сидит что-то
провинциальное: я родился и вырос в Подольске. Я
не люблю говорить: «Вот он я!»
А если вспоминать прошлое, то надо сказать, что я
начал хорошо, лучше просто не бывает. Произошло
это в спектакле «Прощай, Маугли» в «подвале».
Тогда по поводу этого спектакля был такой шум,
если не на полстраны, то на Москву и Подмосковье
– точно.
А потом в моей жизни действительно наступили
затишье, простой, застой – этот период можно
называть как угодно. К тому же советские власти
сделали самое паскудное дело в моей жизни – не
дали в 1980 году открыть театр, который родился на
удивление естественным образом. Этого здорового,
крепкого ребенка просто задушили. Мы решили не
расставаться, но кушать и одеваться было надо. Я
пошел работать в другой театр, кроме того, меня
поддержал кинематограф, в нем я начал
существовать с 18 лет. Параллельно шла
преподавательская работа на курсе Олега
Павловича Табакова. Я вот сижу перед вами пацан
пацаном, а ведь могу спокойно сказать, что мои
ученики – это Марина Зудина, Евдокия Германова,
Алексей Серебряков. (Смеется.) Но в «подвальчике»
бурлила жизнь, мы лелеяли свою заветную мечту, и
она наконец реализовалась. В декабре 1986-го
открылся театр, а в апреле следующего года вышла
первая премьера. У театра образовались свои
приоритеты и «очередные задачи». Я в них тоже
существовал, работал честно. Но всегда был готов,
знал, что придет мое время, надеялся (простите за
самоуверенность), что к талантливому человеку
должно прийти то, чего он достоин.
– Когда же, на ваш взгляд, наступил перелом?
– По-настоящему вспомнили об актере
Смолякове после «Отца» Стриндберга. Не скрою,
приятно было читать в глазах окружающих: «А
мальчик-то, оказывается, вон какой!»
– Вы говорили о зависимости актеров и
субъективности выбора. Но ведь в вашем
творческом багаже практически нет слабой
драматургии и тем более – плохих ролей. Вы очень
избирательны или просто везунчик?
– У меня есть чутье, оно меня редко подводит.
Хотя, не скрою, несколько раз я отказывался от
каких-то ролей, а потом радовался за других,
которые делали эту работу. Бывали на этой почве и
ссоры. Я, например, активно отказывался от роли
Актера в «На дне». Меня уговаривали четыре дня, на
их исходе я увидел то, чего раньше никогда не
видел.
– И что же?
– Недоброе лицо художественного руководителя
своего театра. Выражение было гневное и немного
обиженное. Я понял, что перебарщиваю и что не надо
доводить учителя до «кипения». Согласившись, я
продолжал считать, что это назначение – бред. И
этот бред продолжался на репетициях. Я не
понимал, чего от меня хочет режиссер Адольф
Яковлевич Шапиро, он не понимал, чего можно
требовать от меня. Ведь Актера обычно играют
опустившимся и спившимся. Однажды на репетиции я
даже разделся до плавок и спросил режиссера: «Как
вы думаете, может ли такой ладно сколоченный
молодой человек играть Актера?!» Я понял, что
Шапиро сделает неплохой спектакль (на самом деле
он получился талантливым), но в нем будет одна
белая ворона – я. Все махнули на меня рукой, и
даже Олег Павлович смирился с тем, что у
Смолякова будет провал. Но на одном из прогонов,
когда у меня была дичайшая мигрень, случилось
удивительное. Я еле ходил, еле произносил текст.
Но вдруг понял, что мое состояние – единственная
тропинка в этой роли, по которой можно пройти. На
следующем прогоне, вспомнив вчерашнее состояние,
я уже сознательно пошел по этой «тропинке». И
впоследствии стал получать от этого величайшее
наслаждение.
– Что сыграло главную роль: интуиция, сердце
или разум?
– Не люблю пафоса, но скажу, что скорее всего меня
к этому подвел Господь Бог или что-то другое, что
есть над нами. Наверное, меня просто вознаградили
за старание и честную работу. А что касается
сердца и ума... Одного без другого не бывает.
Считаю себя вроде неглупым. Но когда, например,
наши спортсмены побеждают, плачу. Значит –
сентиментальный. А раз так – значит, есть сердце.
Разум без сердца – это что-то аномальное, это из
серии про терминаторов.
– А как чувствовал себя сентиментальный
Андрей Смоляков в «шкуре» такого аномального
персонажа, как Кудла из «Дня рождения буржуя»?
– Ну что вы, это же так интересно – побродить по
лабиринтам человеческих заблуждений!
Положительного героя «мажут» двумя-тремя
красками, а отрицательный персонаж – это целая
палитра оттенков. Играть такое – огромное
счастье для артиста. Есть ведь расхожая фраза:
ищи в плохом, где он хороший. Кудла пришелся по
вкусу особенно зрительницам, потому что он любит!
А когда существует любовь, то зритель может
простить даже 28 трупов.
– Не боитесь потерять себя в таких ролях? Они
ведь отнюдь не безобидны, посмотрите только, что
делают наши сериалы с хорошими актерами.
– Такое может произойти только в кино. В театре
же я играю и, надеюсь, буду играть самые разные
роли.
– Но согласитесь, что и в театре вам тоже так
или иначе определено амплуа. После вашего Актера
я понял, что, слава Богу, в российском театре
остались настоящие трагики.
– (Замешательство.) Я всегда боюсь этих клише.
После «Отца» Стриндберга в каких-то статьях
говорилось об этом, после чего друзья стали
называть меня «последним русским трагиком».
(Смеется.) Миндаугас Карбаускис на репетициях
«Лицедея» это почувствовал и все время твердил:
«Поиронизируй над собой, великий трагик!»
– Критика восторженно отреагировала на
вашего «Лицедея». От этой роли вы, надеюсь, не
отказывались?
– Нет, конечно. А в успехе спектакля прежде всего
«виноват», во-первых, молодой режиссер Миндаугас
Карбаускис и, во-вторых, писатель и драматург
Томас Бернхард – личность весьма одиозная в
театральных кругах Австрии. Человек с очень
сложным характером, желчный, саркастичный,
тонкий. Ставить его пьесы в нашей стране никто не
решался потому, что сделать это практически
невозможно. В пьесе, например, по два слова в
строке – то ли стихи, то ли просто столбики – и 360
страниц монолога. Никакому здравомыслящему
режиссеру, а тем более актеру это и в голову
прийти не могло. Но тем не менее Карбаускис был
озарен этой идеей. Человек он молодой, отчаянный,
въедливый, не очень быстрый, но при этом
стремительный. У него горел глаз! Кроме того, меня
подкупило, что он это хотел делать только со мной:
«Не будете играть, Андрей, не буду ставить!»
– Он видел ваши прежние спектакли?
– Я спрашивал, а он небрежно отвечал: «Нет, я
вообще твои спектакли не смотрел». На самом деле,
конечно, смотрел, но тщательно скрывал. Мы с ним
очень сработались и сейчас замыслили пьесу
Хюрлемана «Синхрон». Надеемся выпустить к весне,
к чеховскому фестивалю.
– Трудно ли играть брата-актера, думаете ли
вы в этот момент о профессиональной стороне дела?
– Нет, никогда. Профессия – это среда обитания.
«Копаешь» прежде всего человека.
– Но ведь в Актере главное – воспоминание о
сцене, о Гамлете.
– В нем главное – возвращение в жизнь. Лука ему
подарил мечту о возвращении, но он сломался.
Все-таки очень низко опустился. Ведь бывают донца
такой глубины, откуда подняться невозможно.
– Многие актеры жалуются, что их жизнь
сконцентрирована только на театре и ничто другое
их не интересует. А вас?
– В этом смысле мы люди «ушибленные». Когда нас
собирается больше двух, то рядом с нами
существовать невозможно, потому что разговор
идет только о театре. Профессия живет во мне
постоянно. Для того чтобы понять, что она с нами
делает, расскажу самый жуткий случай в моей
жизни. Хороню отца. Стою у гроба, и у меня начинают
трястись колени так, как никогда не тряслись.
Целую отца в лоб, а какой-то второй Смоляков
(актер), сидящий где-то в мозжечке, мне говорит:
«Запомни про коленочки, пригодится!» Прошло
десять лет, и в работе над «Отцом» Стриндберга я
вспомнил это состояние и воспроизвел на сцене.
Жутковато.
– Вернемся в «подвальчик». Вот вы говорили,
отказывался от той роли, от другой. А разве у вас
нет непреложного закона: худрук сказал: «Надо»,
актер ответил: «Есть!»?
– Я к своим сорока годам смог говорить Олегу
Павловичу: «Нет!» И быть в этом убедительным. В
этом нет ни капризов, ни истерик. Вот даже от
Хлудова в «Беге» поначалу отказался. Так
складывалась и моя жизнь, и жизнь театра, что я
согласился на роль только недавно, спустя три
месяца после распределения.
– Чем мотивировали отказ?
– Срабатывал инстинкт самосохранения. Я решил,
что пора «завязывать» с суицидной темой:
Стриндберг, «На дне», Бернхард – уже перебор!
Ведь пойдут повторы, а зритель этого не прощает.
Кроме того, во мне до сих пор велико преклонение
перед Дворжецким. Этот артист с его
удивительными глазами поверг меня, мальчишку, в
какое-то неистовое восхищение. Мне с ним вовсе не
хочется соревноваться. Но в конце концов я все же
согласился.
– Раз согласились, ответьте, пожалуйста, кто
он такой, ваш Хлудов?
– (Пауза.) Пока нет внятности и определенности. Но
я так скажу. Этот человек держал слишком высокую
планку профессионального военного. И он должен
был ее держать даже тогда, когда все вокруг
рушилось. Помните слова, брошенные им
главнокомандующему: «Вы не знаете, как может
ненавидеть человек, который видит, что ничего не
происходит, но который должен что-то делать!»
– Вы его оправдываете?
– Ну, если я такого, как Кудла или Погон из
«Ледникового периода», старался оправдать, то уж
этого я оправдываю безусловно.
– Некоторые «работники подвальчика»
медленно, но верно просачиваются на главную
сцену страны – во МХАТ. Как думаете, скоро ли
произойдет слияние?
– Я так скажу: как просачивались, так и перестали.
Я в театральные игры не играю. Попросил меня Олег
Павлович сыграть Соленого в «Трех сестрах», я
согласился. Начал Адольф Шапиро репетировать
«Кабалу святош». Ну и пригласил на роль
Одноглазого одного сумасшедшего, которого он
знает в этой жизни, – Смолякова! (Смеется.) И
художественный руководитель МХАТа ему не
возразил. Происходят, на мой взгляд, естественные
вещи. Это вовсе не значит, что во МХАТе есть пять
человек на какую-то роль, а приглашают кого-то из
«подвала». Это было бы не по-хозяйски. А Олег
Павлович – саратовский мужик! Так что это –
творческая необходимость. Вот, например, в этом
сезоне такой необходимости нет, и я ничего во
МХАТе не репетирую.
– Ваш Брюскон в «Лицедее» относится к
партнерам очень по-доброму и прощает недостатки.
А вы сами?
– Я внешне прощаю, вида не подаю. Но внутри
клокочу!
– А что вас приводит в такое состояние?
– Не люблю нечистоплотности, необязательности,
ненавижу (уж простите) бабское и базарное в
актерах-мужчинах.
– А у вас в «подвальчике» по-прежнему
дружеские отношения или это скорее отношения
коллег?
– Тут нам грех роптать. Мы дружны. Не то чтобы все
30 человек – этакая единая дружная семья. Все
равно люди подбираются по темпераменту, по
симпатиям. У нас, например, очень дружный
коллектив спектакля «Смертельный номер»:
сплоченный, дурацкий, обожающий друг друга.
– Неудивительно. Замечательный спектакль –
ни одного из клоунов не забудешь. И режиссуру
В.Машкова, конечно, тоже.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|