ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
В ПОЛОСЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
Светлана САФРОНОВА,
Екатерина ПОСТОЕВА
“Ликвидировать, изолировать,
предоставить самим себе”
Определенная часть нашего общества
продолжает именно так относиться к людям с
особыми потребностями
Исследования ВЦИОМ доказывают: в
последние годы наше общество понемногу училось
толерантности, по капле выдавливая из себя
дикость.
В 1989 году в рамках исследования по программе
“Советский человек” широким кругам населения
был задан вопрос: как нужно поступать с
инвалидами, “неполноценными” членами социума?
25% отвечавших с простотой, которая хуже
воровства, заявили, что неполноценных лучше
ликвидировать, 9% – “изолировать от нормальных
людей”. 50% думали, что инвалидам надо помогать. 1%
респондентов сочли естественным “предоставить
их самим себе”. Остальные 15% что-либо ответить
затруднились.
Десять лет спустя, в 1999 году, этот вопрос был
повторен при новом исследовании общественного
мнения в рамках той же программы. Теперь ответы
распределились так: ликвидировать – 11%,
изолировать – 9, помогать – 62, предоставить самим
себе – 1, затруднились ответить 17%.
Конечно, и такие ответы далеки от мечты, но хотя
бы количество “ликвидаторов” уменьшилось
вдвое, что не может не радовать.
Народ привык хулить массовую культуру, которая
якобы насаждает жестокость, насилие и всяческие
извращения. Наверное, есть и такие произведения,
хотя, честно говоря, вот так с ходу ничего не
припоминается. Смакование зла и извращений –
индивидуальные игры редких элитарных
оригиналов. Массовая культура, напротив,
воплощает четкую и простую схему: хорошие и
добрые борются против плохих и злых, причем в
конце концов обязательно побеждают. Детектив,
боевик, фэнтези, лавбургер следуют этой схеме и в
литературном, и в кинематографическом варианте.
Массовая культура честно и прямо признает свою
роль воспитывать развлекая. И действительно
старается внушить читателю, следящему за
авантюрами героев, общественно полезные
представления о правильном и неправильном,
приличном и неприличном, должном и недолжном. В
национально и расово разнообразном американском
обществе произведения массовой культуры
обязательно выведут борцами против зла хороших и
верных друзей – белого парня и черного парня,
белую девчонку и черную девчонку. А если
какой-нибудь нехороший желтый наркоторговец
совершает преступления, то избавит общество от
его злодейств хороший желтый полицейский.
Нехороший преступник-еврей? Мигом появится
хороший еврей-сыщик. И так далее. И не смешно, как
кажется на первый взгляд.
В детское время по телевизору недавно показывали
американский сериал про невероятные приключения
в волшебных мирах трех суперменов, спасающих
мироздание от монстров и диктаторов.
Обыкновенная остросюжетная поделка. Но –
внимание! – один из героев – стандартно здоровый
человек, а два других – инвалиды. Оба инвалида
представлены такими же могучими победителями,
как и здоровый воин, просто у каждого есть
дополнительные проблемы и особенности: у одного
глухонемота, у другого – карликовый рост. Ни то
ни другое не мешает им побеждать злодеев и быть
обаятельными и привлекательными спасителями
вдов и сирот. Очень воспитательный сериал.
“Королева французского детектива” Брижит Обэр
(тамошняя Маринина) в детективе “Лесная Смерть”
проделала удивительный трюк. Главным
разоблачителем маньяка-убийцы становится
прикованная к инвалидному креслу,
парализованная, слепая и немая женщина.
Пострадав при террористическом акте, она может
только чуть-чуть шевелить указательным пальцем,
подавая знаки “да” или “нет”, но она слушает,
думает, выстраивает гипотезы и, попадая в центр
загадочных событий, успешно влияет на них.
По сути, автор рассказывает не о преступлении, а о
том, как нужно относиться к тяжелому инвалиду.
Читателю упорно и успешно внушается, что с
инвалидом необходимо общаться так же полноценно,
как и со здоровым. Прием для этого используется
безотказный: парализованная немая Элиза
сопоставила улики, проникла в тайну и хочет
предупредить об опасности. Чтобы ее понять,
требуется совсем немного – обратить на нее
внимание и правильно выстроить разговор, чтобы
она знаками “да” или “нет” подвела к отгадке.
Сначала приходится подосадовать: собеседники (а
у Элизы они есть, ее приглашают в гости, ей звонят
по телефону) привычно считают, что Элиза
нуждается только в ободрении и сочувствии, что ее
угнетает только беспомощность. Думаешь: да когда
же наконец найдется умный человек, который
догадается спросить, знает ли она что-то важное о
страшной тайне, и Элиза знаком покажет – «да».
Один умник нашелся, а за ним и все остальные
принялись очень серьезно выслушивать Элизу. Так
Брижит Обэр «вытряхивает» из читателя страх и
неловкость перед общением с инвалидом, с Другим и
Страшным. Объясняет, что оберегать детей от
инвалида, а инвалида от детей не надо: им можно и
хочется общаться. Повседневное существование
инвалида-колясочника, его трудности, его борьба
за реабилитацию показаны в детективе откровенно
и уважительно и, как ни странно, увлекательно.
Страх и настороженность перед инвалидами, идеи
«ликвидировать, изолировать, предоставить самим
себе» – все это пришло к нам из тех времен, когда
самих себя некие группы воспринимали как
«людей», а всех иных – как «немцев», немых и не
умеющих говорить нормально, как «варваров»,
бормочущих непонятное, уродов и чудовищ.
В произведениях отечественной литературы с
этими древними страхами пока не научились
бороться. В детективах Марининой, Платовой,
Степановой все положительные и победительные
герои – обязательно здоровые и исключительно
русские по происхождению люди. Зато кровавым
организатором чудовищных убийств в одном из
романов Марининой оказывается старая
еврейка-инвалид. Вряд ли писательница нарочно
выражала антисемитизм, гадливое чувство к
инвалидам и старикам. Скорее проявился
архаический страх: злодей должен быть другой, вне
привычного стереотипа. Другой по крови, по
телоустройству. Правда, в этом романе городские
власти отнеслись к старухе-инвалиду
по-человечески, выделили ей квартиру, еще чем-то
помогли, чтобы она почувствовала себя
независимой. И что? Таким образом
поспособствовали ее кровавым злодеяниям? Сидела
бы взаперти, в богадельне, так ничего бы не
случилось! Вот какой вывод внушает читателю
Маринина. А в романе Платовой серию убийств
организовывает тринадцатилетняя девочка,
которую отец повез в круиз для послеинвалидной
реабилитации. Злодейский ребенок привык
ненавидеть всех красивых и здоровых людей и
укокошил человек десять... В общем, то ли у
Платовой воображение подкачало, то ли она решила
цинично подладиться к общественным
предрассудкам.
Ведь общество по-прежнему относится к инвалидам
настороженно, а наши писатели только подыгрывают
этим страхам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|