Я ИДУ С УРОКА
БЕЗ КУПЮР
Четверть века назад один из нас
(В.Букатов) работал театральным педагогом во
Дворце пионеров, что на Воробьевых горах. И на его
занятия со старшеклассниками стала ходить Лидия
Константиновна Филякина – чтобы повысить свою
педагогическую квалификацию технологией
актерского мастерства по системе Ершова. И на
первом же занятии пересела из уголка, где обычно
располагались гости, в рабочий полукруг. И
наравне со старшеклассниками начала выполнять
упражнения, готовить домашние задания, делать
этюды, учить басни (а было ей тогда под сорок, и ее
уроки уже тогда ценились такими “зубрами“, как
Давыдов и Курганов).
Когда же занятия заканчивались, то в курилке,
которая была на одной из служебных лестниц
дальнего корпуса, именуемого пионерским театром,
начиналось не менее интересное – своеобразный
педагогический практикум. Заключался он в том,
что Лидия Константиновна подробно пересказывала
только что прошедшее занятие. Пересказывала с
позиции “изнутри”: задание за заданием, реакцию
(и свою, и старшеклассников) за реакцией – и во
время этюдов, и во время обсуждений.
Немудрено, что ее рассказы тут же перетекали в
диалоги-комментарии, в ходе которых возникала
ситуация сравнения и замысла с результатами, и
“учительского” понимания с “ученическим”, и
варианта получившегося с возможными.
Вот, собственно, этот практикум в курилке и
помогал погружаться в те самые проблемы, решение
которых много позже получили свое оформление в
“режиссуре урока”.
А вспомнилось нам все это, когда мы читали
рассказ Дины о ее уроке в подшефном классе. Не
только замысел и само проведение занятия
достойны восхищения, но и стиль изложения –
деловой и подробный.
Вот мы и решили устроить нечто вроде того
педпрактикума. Чтобы все желающие могли
познакомиться с некоторыми
репликами-комментариями, возникавшими при
подготовке материалов сегодняшнего выпуска.
Натыкаясь в текстах на цифры, не удивляйтесь –
это сноски на реплики, собранные в единый блок.
Александр ГОЛЬДИН,
учитель математики,
Екатеринбург
Из почтового ящика
Елена, здравствуйте. Вряд ли можно, как
призывает редакция, помочь вам тремя советами…
Мы часто ищем какие-то рецепты, иногда с
красивыми названиями (типа социоигровой
методики обучения). Вот и вы, мне показалось,
ждете от читателей газеты каких-то конкретных
методик, волшебной палочки. Взмахнешь ею – и дети
станут слушать тебя открыв рот, и выполнять все с
первого раза, и не шуметь на уроке, и так далее и
тому подобное.
Я, честно говоря, не знаю, что вам посоветовать.
Попробую поделиться (7)
собственными ощущениями 1983–1987 годов, когда я
только начинал работать в школе и испытывал
практически те же трудности, что и вы.
Я очень увлекался Макаренко (да и сегодня не
изменил к нему своего отношения) и пришел
работать в школу под девизом «Как можно больше
уважения к человеку, как можно больше требований
к нему». Вот, казалось бы, идеальная формула
школьной демократии. На практике же очень скоро
выяснилось: ну не получается у меня
диалектическое сочетание этих двух вещей, как у
Антона Семеновича. Либо уважение, либо
требования! Так, видимо, я понимал тогда
требования…
Я стал много ходить на уроки своих коллег. Не буду
говорить о тех из них, кто добивался своего
командирским зычным голосом, унижением учеников
или двойками в журнале. Меня потрясли другие –
профессионалы в настоящем смысле этого слова.
Учитель математики Галина Георгиевна Селянина,
интеллигентнейшая женщина с тихим голосом и
мягкими манерами. На ее уроках всегда был полный
порядок, работали все, включая самых отпетых
хулиганов, и за урок успевали сделать такой объем
работы, о котором я на своих уроках и не мечтал.
Учитель английского языка Любовь Моисеевна
Хомак. При одном ее появлении в коридоре дети
каким-то шестым чувством знали об этом, и в классе
воцарялась мертвая тишина. И это при том, что я ни
разу не слышал, чтобы Любовь Моисеевна вообще
когда-нибудь повышала голос, и уж конечно она не
могла себе позволить и малейшего намека на
оскорбление или унижение ребенка.
Ольга Евгеньевна Вайнер, учитель истории. Дети ее
просто боготворили, но для нее даже слово «дурак»
было нецензурным, а уж о том, чтобы повысить голос
на ученика, не было и речи… Мне очень, очень
повезло с коллегами в начале моей работы в школе.
Так я ходил на чужие уроки, но искренне не
понимал, как у других учителей все получается, а у
меня с этими же детьми не получается ничего.
Просто чудо какое-то. Мне давали много советов: от
совершенно непонятного «будьте с ними построже»
до «загружайте их побольше, чтобы носа не могли
поднять от тетрадей». Все это было не то, и на
уроках у меня происходило примерно то же, что
описано вами. Одно я понимал четко: срываться на
методы, описанные в материале под вашей
публикацией (на той же полосе газеты), мне нельзя
ни при каких обстоятельствах (8).
Перелом наступил неожиданно. В нашу школу пришла
новая завуч – Наталья Григорьевна Бугрова (9). Она не давала мне советов и не
анализировала уроков. Она просто ходила и
наблюдала. Примерно через месяц она как-то так
по-домашнему, вроде бы невзначай, сказала:
«Гольдин, а ведь ты не работаешь. Ты халтуришь».
На мое искреннее возмущение (я-то считал, что
стараюсь изо всех сил) она пояснила: «Дело же не в
планах уроков и не в методике. Тебе по большому
счету все равно. Дети шумят, не слушают, ты честно
пытаешься поправить дело, делаешь строгий
«учительский» голос, принимаешь еще какие-то
меры, по-другому планируешь урок и так далее, но я
же вижу, что внутренне тебя это как человека не
трогает. Ты на работе. Ты не человек, ты учитель.
Ты работаешь, а в школе нельзя работать. В школе
можно только жить – иначе ничего не получится и
никакие методы не помогут. И дети все это
прекрасно понимают или даже лучше сказать –
чувствуют».
Я помню, что очень долго думал над этим
разговором. Я сильно расстроился тогда, но понял,
что Наталья Григорьевна права. А ведь парадокс
состоял в том, что мне моя работа была далеко не
безразлична! Я действительно хотел стать
настоящим учителем, не просто владеющим
совокупностью приемов и методик (типа
социоигровой методики обучения, уж извините ради
Бога), а именно учителем.
После этого переживания все довольно быстро
встало на свои места. Я даже не могу вам сказать,
что, собственно, я делал. Наверно, ничего нового.
Во всяком случае, это невозможно описать словами.
Но однажды я с удивлением увидел, что дети
способны сопереживать мне, когда я искренне
расстраиваюсь из-за их плохого поведения на
уроке, а не повышаю голос или ставлю двойку, думая
при этом: побыстрее бы конец урока, еще надо на
почту успеть (10). Они, оказывается,
способны заметить какой-то не такой взгляд
учителя, услышать что-то не то в его голосе. Я стал
ругаться шепотом – очень медленно и очень тихо.
Это был не прием, это было мое состояние. Я
перестал бояться детей. Я стал самим собой. Если
угодно, я перестал быть «учителем на работе» и,
надеюсь, постепенно стал учителем.
Вот, собственно, и все. Не знаю, помог ли я вам.
Думайте, Елена, кроме вас самой никто вам не
поможет. Мучайтесь, страдайте, переживайте –
только так вы и сможете войти в профессию. А про
социоигровую методику забудьте (шутка).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|