Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ 

Четверть века назад один из нас (В.Букатов) работал театральным педагогом во Дворце пионеров, что на Воробьевых горах. И на его занятия со старшеклассниками стала ходить Лидия Константиновна Филякина – чтобы повысить свою педагогическую квалификацию технологией актерского мастерства по системе Ершова. И на первом же занятии пересела из уголка, где обычно располагались гости, в рабочий полукруг. И наравне со старшеклассниками начала выполнять упражнения, готовить домашние задания, делать этюды, учить басни (а было ей тогда под сорок, и ее уроки уже тогда ценились такими “зубрами“, как Давыдов и Курганов).
Когда же занятия заканчивались, то в курилке, которая была на одной из служебных лестниц дальнего корпуса, именуемого пионерским театром, начиналось не менее интересное – своеобразный педагогический практикум. Заключался он в том, что Лидия Константиновна подробно пересказывала только что прошедшее занятие. Пересказывала с позиции “изнутри”: задание за заданием, реакцию (и свою, и старшеклассников) за реакцией – и во время этюдов, и во время обсуждений.
Немудрено, что ее рассказы тут же перетекали в диалоги-комментарии, в ходе которых возникала ситуация сравнения и замысла с результатами, и “учительского” понимания с “ученическим”, и варианта получившегося с возможными.
Вот, собственно, этот практикум в курилке и помогал погружаться в те самые проблемы, решение которых много позже получили свое оформление в “режиссуре урока”.
А вспомнилось нам все это, когда мы читали рассказ Дины о ее уроке в подшефном классе. Не только замысел и само проведение занятия достойны восхищения, но и стиль изложения – деловой и подробный.
Вот мы и решили устроить нечто вроде того педпрактикума. Чтобы все желающие могли познакомиться с некоторыми репликами-комментариями, возникавшими при подготовке материалов сегодняшнего выпуска.
Натыкаясь в текстах на цифры, не удивляйтесь – это сноски на реплики, собранные в единый блок.
Дина ЖАЛЯЛОВА,
ученица 11 класса

Свобода действий в подшефном классе

О том, как мы с Лешкой отработали урок литературы

Есть в нашей школе традиция: старшеклассники (один или вдвоем) должны в подшефном классе провести на выбор уборку территории, классный час или тематический урок.
Так получилось, что в этот раз “шефами” оказались мы с Лешкой. Мы тут же отвергли путь наименьшего сопротивления: смотреть на убирающих школу детей, конечно, проще всего, но урок проводить все-таки интересней.

В поисках идеи

Подходим к классному руководителю 6 “В”: так, мол, и так. Мы шефы. А чем, собственно, ваши дети интересуются? Оказалось, всем.
– Проводите что хотите, главное, чтобы интересно.
“Ого! Ничего себе, – думаю, – свобода действий называется”. А сама вспоминаю свой шестой класс с работой по группам, беготней, неумолкающим рабочим гулом обсуждения. Так проходили у нас уроки литературы.
В поисках идей я обратилась к своему бывшему учителю литературы: “А что бы такое дать шестиклассникам, чтобы и интересно, и полезно, и по литературе?” Застигнутый врасплох, он не растерялся и после некоторых раздумий изрек: “Шестой класс? А дай ты им Барто. Детские стихи. Пусть пороются”. И устроил мне пятиминутный ликбез про то, что даже в “Идет бычок качается” есть смысл, идея, мораль и еще килограмм интересных находок (1).
На следующий день Лешка выслушал все это от меня, проникся моим не терпящим возражений тоном и просто-напросто решил не мешать.

Самое простое

В назначенный день мы, резко выдохнув, вошли в пустой класс. За перемену расставили парты, разложили на столе карточки (2), чтобы в начале урока ребята объединились в группы, и я полезла в портфель за планом урока. Тут оказалось, что плана-то и нет. Всю неделю придумывала, а в самый ответственный момент этот план, как говорят англичане, “developed legs”. В общем, пришлось вспоминать на бегу и импровизировать по ходу действия.
После звонка вошли ребята. Мы объяснили им, что каждый берет со стола карточку, из них надо сложить четыре картинки – это и будут четыре команды, – расположиться за одним из столов и отправить к нам посыльного (3).
Для начала самое простое задание: придумать название команды и написать его на листочках. Пока ребята думали, я, глядя на них, внутренне радовалась: все это очень напоминало мой класс пять лет назад.
И вот названия готовы: “Умник и умницы”, “Пятеро в лодке, не считая девочки”, “Сказочники” и “Луч света”. Да-а, ничего себе детишки.

Порядочная путаница

Затем следовал наш рассказ про то, что в любом литературном произведении есть ответ на вопрос “о чем?”. Привели примеры из Пушкина, вспомнили умное слово “сюжет”.
По сигналу новые посыльные все так же по секрету получили второе задание: от команды к команде будут переходить листочки со стихами Агнии Барто, задача же в том, чтобы за короткое время команда решила и записала, о чем, например, стихотворение “Наша Таня громко плачет”.
Так мы по цепочке отработали около десяти стихов, и уже с первых ответов стало ясно, что у многих в голове порядочная путаница.
Но были и находки. Вот, например, стихотворение, прежде казавшееся мне вообще непонятным, вызвало огромное количество толкований.
флажок: “Горит на солнышке//Флажок,//Как будто я//Огонь зажег”.
Так о чем же оно? Оказывается, все просто!
– О том, что флажок яркий, – пишут “Пятеро в лодке, не считая девочки”.
– О радости, – заявляет “Луч света”.
– О том, как горел флажок, – утверждают “Сказочники”.
– О фантазии, – выразили авторитетное мнение “Умник и умницы”.
Каково?
На вопрос “Про что стихотворение «Лошадка»?” пишут: “Про то , как мальчик (зачеркнуто) ребенок ухаживал за лошадкой” (команда “Умник и умницы” – четверо девчонок и один мальчик). Видимо, “умницы” настояли на том, что за лошадкой может ухаживать и девочка.

Тут все и раскрылось

На конец урока мы запланировали иллюстрации. Каждой группе досталось стихотворение, розданы листки и дана команда к началу (4).
Пока дети рисовали, я уверенно расхаживала по классу и просила своих учеников внимательно прочитать стихотворение и отобразить в рисунке каждую мелочь (5).
Через некоторое время мы с Лешкой собрали работы и, просмотрев кое-что, я спросила:
– А что это за водоем на рисунке к стихотворению “Наша Таня громко плачет”?
– Озеро, – отвечают мне.
– Ага, – обрадовалась я, – а куда там Таня мячик роняла?
– Ой, а там и вправду речка!
– А разница между ними какая? – не унимаюсь я.
– Ну, течение... Речка течет, а озеро просто большое.
– А Таня почему плачет?
– Потому что мячик уронила, а он уплыл.
– А взрослые ей что говорят?
– “Не утонет в речке мяч”.
Вот тут все и раскрылось: оказывается, Агния Барто вовсе не про девочку-плаксу писала, а о непонимании поколений. Мячик-то уплыл. А уж что с ним дальше будет – это несчастному ребенку и не важно. И взрослые не поняли, и мячик не вернется. Вот трагедия (6).
Только мы собрались перейти к следующему рисунку, как прозвенел звонок. У-уф-ф, кажется, ничего. Может, они что-то новое узнали. К сожалению, мы так и не успели спросить у ребят, понравилось ли им. Правда, встречая нас, они интересуются, когда будет следующий урок. Наверное, все-таки понравилось.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru