Я ИДУ С УРОКА
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ
Четверть века назад один из нас
(В.Букатов) работал театральным педагогом во
Дворце пионеров, что на Воробьевых горах. И на его
занятия со старшеклассниками стала ходить Лидия
Константиновна Филякина – чтобы повысить свою
педагогическую квалификацию технологией
актерского мастерства по системе Ершова. И на
первом же занятии пересела из уголка, где обычно
располагались гости, в рабочий полукруг. И
наравне со старшеклассниками начала выполнять
упражнения, готовить домашние задания, делать
этюды, учить басни (а было ей тогда под сорок, и ее
уроки уже тогда ценились такими “зубрами“, как
Давыдов и Курганов).
Когда же занятия заканчивались, то в курилке,
которая была на одной из служебных лестниц
дальнего корпуса, именуемого пионерским театром,
начиналось не менее интересное – своеобразный
педагогический практикум. Заключался он в том,
что Лидия Константиновна подробно пересказывала
только что прошедшее занятие. Пересказывала с
позиции “изнутри”: задание за заданием, реакцию
(и свою, и старшеклассников) за реакцией – и во
время этюдов, и во время обсуждений.
Немудрено, что ее рассказы тут же перетекали в
диалоги-комментарии, в ходе которых возникала
ситуация сравнения и замысла с результатами, и
“учительского” понимания с “ученическим”, и
варианта получившегося с возможными.
Вот, собственно, этот практикум в курилке и
помогал погружаться в те самые проблемы, решение
которых много позже получили свое оформление в
“режиссуре урока”.
А вспомнилось нам все это, когда мы читали
рассказ Дины о ее уроке в подшефном классе. Не
только замысел и само проведение занятия
достойны восхищения, но и стиль изложения –
деловой и подробный.
Вот мы и решили устроить нечто вроде того
педпрактикума. Чтобы все желающие могли
познакомиться с некоторыми
репликами-комментариями, возникавшими при
подготовке материалов сегодняшнего выпуска.
Натыкаясь в текстах на цифры, не удивляйтесь –
это сноски на реплики, собранные в единый блок.
Дина ЖАЛЯЛОВА,
ученица 11 класса
Свобода действий в подшефном
классе
О том, как мы с Лешкой отработали урок
литературы
Есть в нашей школе традиция:
старшеклассники (один или вдвоем) должны в
подшефном классе провести на выбор уборку
территории, классный час или тематический урок.
Так получилось, что в этот раз “шефами”
оказались мы с Лешкой. Мы тут же отвергли путь
наименьшего сопротивления: смотреть на
убирающих школу детей, конечно, проще всего, но
урок проводить все-таки интересней.
В поисках идеи
Подходим к классному руководителю 6
“В”: так, мол, и так. Мы шефы. А чем, собственно,
ваши дети интересуются? Оказалось, всем.
– Проводите что хотите, главное, чтобы интересно.
“Ого! Ничего себе, – думаю, – свобода действий
называется”. А сама вспоминаю свой шестой класс
с работой по группам, беготней, неумолкающим
рабочим гулом обсуждения. Так проходили у нас
уроки литературы.
В поисках идей я обратилась к своему бывшему
учителю литературы: “А что бы такое дать
шестиклассникам, чтобы и интересно, и полезно, и
по литературе?” Застигнутый врасплох, он не
растерялся и после некоторых раздумий изрек:
“Шестой класс? А дай ты им Барто. Детские стихи.
Пусть пороются”. И устроил мне пятиминутный
ликбез про то, что даже в “Идет бычок качается”
есть смысл, идея, мораль и еще килограмм
интересных находок (1).
На следующий день Лешка выслушал все это от меня,
проникся моим не терпящим возражений тоном и
просто-напросто решил не мешать.
Самое простое
В назначенный день мы, резко выдохнув,
вошли в пустой класс. За перемену расставили
парты, разложили на столе карточки (2),
чтобы в начале урока ребята объединились в
группы, и я полезла в портфель за планом урока.
Тут оказалось, что плана-то и нет. Всю неделю
придумывала, а в самый ответственный момент этот
план, как говорят англичане, “developed legs”. В общем,
пришлось вспоминать на бегу и импровизировать по
ходу действия.
После звонка вошли ребята. Мы объяснили им, что
каждый берет со стола карточку, из них надо
сложить четыре картинки – это и будут четыре
команды, – расположиться за одним из столов и
отправить к нам посыльного (3).
Для начала самое простое задание: придумать
название команды и написать его на листочках.
Пока ребята думали, я, глядя на них, внутренне
радовалась: все это очень напоминало мой класс
пять лет назад.
И вот названия готовы: “Умник и умницы”, “Пятеро
в лодке, не считая девочки”, “Сказочники” и
“Луч света”. Да-а, ничего себе детишки.
Порядочная путаница
Затем следовал наш рассказ про то, что в
любом литературном произведении есть ответ на
вопрос “о чем?”. Привели примеры из Пушкина,
вспомнили умное слово “сюжет”.
По сигналу новые посыльные все так же по секрету
получили второе задание: от команды к команде
будут переходить листочки со стихами Агнии
Барто, задача же в том, чтобы за короткое время
команда решила и записала, о чем, например,
стихотворение “Наша Таня громко плачет”.
Так мы по цепочке отработали около десяти стихов,
и уже с первых ответов стало ясно, что у многих в
голове порядочная путаница.
Но были и находки. Вот, например, стихотворение,
прежде казавшееся мне вообще непонятным, вызвало
огромное количество толкований.
флажок: “Горит на солнышке//Флажок,//Как будто
я//Огонь зажег”.
Так о чем же оно? Оказывается, все просто!
– О том, что флажок яркий, – пишут “Пятеро в
лодке, не считая девочки”.
– О радости, – заявляет “Луч света”.
– О том, как горел флажок, – утверждают
“Сказочники”.
– О фантазии, – выразили авторитетное мнение
“Умник и умницы”.
Каково?
На вопрос “Про что стихотворение «Лошадка»?”
пишут: “Про то , как мальчик (зачеркнуто) ребенок
ухаживал за лошадкой” (команда “Умник и умницы”
– четверо девчонок и один мальчик). Видимо,
“умницы” настояли на том, что за лошадкой может
ухаживать и девочка.
Тут все и раскрылось
На конец урока мы запланировали
иллюстрации. Каждой группе досталось
стихотворение, розданы листки и дана команда к
началу (4).
Пока дети рисовали, я уверенно расхаживала по
классу и просила своих учеников внимательно
прочитать стихотворение и отобразить в рисунке
каждую мелочь (5).
Через некоторое время мы с Лешкой собрали работы
и, просмотрев кое-что, я спросила:
– А что это за водоем на рисунке к стихотворению
“Наша Таня громко плачет”?
– Озеро, – отвечают мне.
– Ага, – обрадовалась я, – а куда там Таня мячик
роняла?
– Ой, а там и вправду речка!
– А разница между ними какая? – не унимаюсь я.
– Ну, течение... Речка течет, а озеро просто
большое.
– А Таня почему плачет?
– Потому что мячик уронила, а он уплыл.
– А взрослые ей что говорят?
– “Не утонет в речке мяч”.
Вот тут все и раскрылось: оказывается, Агния
Барто вовсе не про девочку-плаксу писала, а о
непонимании поколений. Мячик-то уплыл. А уж что с
ним дальше будет – это несчастному ребенку и не
важно. И взрослые не поняли, и мячик не вернется.
Вот трагедия (6).
Только мы собрались перейти к следующему
рисунку, как прозвенел звонок. У-уф-ф, кажется,
ничего. Может, они что-то новое узнали. К
сожалению, мы так и не успели спросить у ребят,
понравилось ли им. Правда, встречая нас, они
интересуются, когда будет следующий урок.
Наверное, все-таки понравилось.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|