ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Мы все взвешиваем на весах ценностей
образование и воспитание – что важнее, что
нужнее детям? И каждый защищает свое. У
сторонников образовательного подхода серьезные
аргументы – качество учебников, строки
стандартов, объективность экзаменов. Они смотрят
на педагогов-«воспитателей» несколько свысока:
что там, за их красивыми словами? И воспитание
детей все чаще и чаще рассматривается как
процесс, в котором можно достичь результата в
цифровом выражении. И сочиняют нынче по вопросам
воспитания не пространные трактаты, а сухие
таблицы, тоже считают проценты качества.
Проценты качества чего – любви, добра и правды?
Сколько их в наших детях?
Самое замечательное, что этими двумя крайними
точками ситуация не исчерпывается. Есть другой
взгляд на педагогику. Когда в школе главное не
бумага во всех ее выражениях, а маленький и
большой человек, их жизни, их удивления,
достижения, страхи. И главным инструментом
становятся не выработанные четкие критерии, а
дух, атмосфера школы.
При этом и учатся в таких школах тоже вполне
прилично, и пресловутые контрольные пишут. Но
жизнь там другая – не на контрольных она
держится. Учителя и ученики встречаются не ради
обучения или воспитания, а потому что
встречаются. Это вообще оказывается главным –
встретиться с собой, с другим, с явлением мира,
открытым сердцем, не обманывая никого, не
обольщаясь фантомами псевдознания и
псевдовоспитания. Тогда и образование
пригодится, и воспитание не помешает.
Такое устройство школьного дела, наверное, стоит
назвать воспитывающим образованием, в котором
участвуют ребенок как цельная личность,
неразложимая по графам табличек, и учитель,
неразложимый же, которому прежде всего интересно
открывать мир вместе с ребенком и ребенка среди
этого мира. Возможен ли такой подход в массовой
школе? Скорее нет, не случайно школы, вплотную
подходящие к ребенку, обычно маленькие. Что же,
значит, подлинное учение, делающее человека
действительно человеком – деятельным, добрым,
душевным, – привилегия маленьких авторских школ?
Это вопрос вопросов. Прежде всего к нам, учителям.
Готовы ли мы в своих немаленьких классах не
проходить программу, а исследовать мир
по-настоящему: трепетать перед тайной, вопрошать,
вслушиваться, сопротивляться. Просто жить. И не
дай бог использовать все это в каких-то
педагогических целях. И контрольные потом тоже
все-таки написать.
Могут ли взрослые знания не
отбрасывать тени?
Почему современная школьная система
реально образовательным процессом не занимается
На языке детей
«Оживить» детей. Я не понимаю этих слов.
Я знаю, что мне должно быть интересно то, что я
делаю. Когда-то очень давно, в начале моей работы
в школе, я одновременно вела в шестом классе
биологию, которую знала превосходно, и географию
– по причине отсутствия учителя. Мне приходилось
пыхтеть, чтобы понять перед уроком, почему и куда
дует ветер. По школьному учебнику вам это не
удастся – пробовала. Там рассказывается, что
происходит, а понять, почему происходит так, а не
иначе, невозможно. На следующий день сначала я
рассказывала детям материал по биологии,
привлекая много дополнительных сведений. Потом в
том же классе, с теми же детьми на уроке географии
делилась своей радостью: я теперь знаю, почему
Земля вращается! Но странное дело, на ближайшем
уроке биологии ребята отвечали вяло, на
«три»-«четыре», многое не ухватывали, а на
географии отвечали с радостью, интересом,
задавали вопросы.
Я тогда поняла, что преподаватели по большей
части «страшно далеки» от детей. Они не могут
знать, что дети знают, а что не знают.
На уроках биологии я опиралась на понятия,
которые в моем сознании были сформированы, имели
связи. А дети впервые с этим сталкивались. Мы
говорили на разных языках. А на географии я
просто светилась от радости: во-первых,
разобралась, во-вторых, теперь многое могла
объяснить. Мой энтузиазм передавался ребятам.
Тогда впервые встал вопрос: надо ли обязательно
знать свой предмет или можно его учить вместе с
ребятами, находясь в состоянии познавательного
поиска? Известное, понятное для меня – скучно, а
значит, будет скучно и для детей. Я должна читать,
вспоминать, размышлять до тех пор, пока мне не
станет интересно самой, или бросить этот предмет
и заболеть другим делом, в котором я – живой
человек, а не транслятор.
Задача со всеми известными
На уроке учитель вроде бы задает задачу
с неизвестным. А ребята знают, что все известно, у
взрослых есть все ответы. Если мы чего-то не
знаем, все равно уверены, что ответ существует. Мы
решаем эту задачку, ищем ответ правильный или
неправильный. Если неправильный, то учитель еще
будет ругаться и поставит двойку.
Но не это самое страшное в такой модели школьного
обучения, которую условно можно назвать «модель
задачника». Самое убийственное для учеников, что
ответы уже есть.
Главное – мы должны знать, что не всегда
правильные ответы самые правильные. Поэтому и
пытаешься сочетать в преподавании познаваемое и
непознаваемое, явное и тайное, постигнутое
человечеством в целом за весь исторический
период и познанное отдельным человеком в свою
эпоху. Все эти сочетания в большинстве моделей
современного школьного образования не
присутствуют. Поэтому я и могу утверждать, что
современная школьная система реально
образовательным процессом не занимается. А там,
где это все-таки происходит, он держится на
инициативе и творчестве педагога и вопреки
стандартной школьной системе.
Образование как встреча
С горечью нужно отметить, что и
социального заказа на такого рода образование
практически нет. Для детей среднего звена
родители ищут кружки скорее как занимательное
развлечение интересной информацией, а для
старшеклассников нанимают репетиторов, которые
решают задачу быстренького натаскивания в
рамках школьной программы. Но и в том и в другом
случае ключевое слово – «информация». Тогда как
альтернативой этой системе натаскивания будет
научение постижению, освоению мира. Образование
как встреча с природой, человеком, самим собой –
альтернатива системе натаскивания. Метод
постижения вместо метода натаскивания.
Крайне важна здесь своевременность. 7–12 лет –
вот когда дети еще смотрят на мир распахнутыми
глазами. Нельзя упустить это время, ребята еще
живые и сумеют встретиться с живой природой,
по-настоящему встретиться, вникнуть,
проникнуться. И тогда в старших классах у них
начнет вырастать действительно отчетливая,
цельная картина мира. Если же не было у детей
такого живого опыта, то старшеклассники,
многократно за годы учебы проскочив по
поверхности предмета рассмотрения, да так и не
постигнув его, ни разу не заглянув внутрь и ни
разу не встретившись с тайной, мертвеют, теряют
вкус к жизни и не обретают ответственности перед
природой и миром вокруг.
Теперь, по прошествии многих лет, я начинаю
понимать причину такого разительного отличия в
реакции детей на мои уроки биологии и географии.
На уроках географии я находилась в процессе
перехода из не постигнутого мною в постигнутое
кем-то. И я стараюсь находиться вместе детьми в
этом состоянии перехода. Наверное, таков мой
способ или подход в работе – “Есть тайна, и у нас
нет ответа”. Есть тайны в реальном мире. Многие
таковыми и останутся – загадками. Но есть мера
постижения. И это честно – чувствовать эту меру.
А то придумали «фокус», которым вовсю пользуются
ученые и академики. Просто назвать какое-то
непонятное явление, наклеить на него этикеточку
– и тогда все, дело в шляпе. Теперь на вопрос,
почему животные делают что-то без обучения, можно
с умным видом говорить, что это «инстинкт» или
«инстинктивное поведение». А что это такое?
Хорошо бы пройтись по всем школьным курсам и
провести там ревизию этих этикеток. Подходить к
такому явлению, аккуратно отклеивать ярлычок, и
тогда человек встречается не с заклеенными
декорациями, а с чем? С чем человек тогда
встречается лицом к лицу? С тайной мира.
Что же делается в обычной школьной практике?
Модель преподавания такова: «Мир познан. Учебник
расскажет вам, как он устроен, а я вам все это
прокомментирую».
Это мертвечина.
“Зачем” и “отчего”?
Я никогда не знаю, куда нас поведет
начатая тема. Конечно, что-то я готовлю дома, но
жизнь, она сама подскажет.
Главное, чтобы это имело смысл, важность, было
живым для меня и ребенка сейчас. Можно
планировать заранее экскурсию на тему «Какие
растения еще цветут по осени?». Но мы можем
наткнуться на родник. И тема круговорота воды в
природе окажется актуальной. Как та капелька,
которая побежала вперед и в следующее мгновение
будет уже в другом месте. Так и мы – живые,
меняющиеся… Если рядом с бьющим из-под земли
родником я буду рассказывать о чем-то другом,
например о количестве тычинок и пестиков, о
формуле цветка крестоцветных, при этом отмечу,
что крестоцветные – прекрасные медоносы, то не
только что-то очень важное будет упущено, это
будет преступление по отношению к детям, это
убийство жизни. «Родник, роды, родина, родной…» И
я не смогу не поделиться с детьми радостью, что я
наконец поняла связь между словами простор и
прости. Простить – это отпустить, освободить от
вины. А простор – это когда не стесненно,
свободно.
Помню, рассказываю о солнечных часах: «По длине
тени от палки мы можем узнавать время». Дети
разные, слушают. Самый маленький, ему шесть лет,
спрашивает: «А человеку зачем тень?» Говорю, что
не «зачем», а «отчего», говорю, что тень у живых
существ и неживых предметов бывает от солнца, ну,
просто бывает и все. Лева слушает, потом
спрашивает: «А человек может жить без тени?» Я
молчу, растерянная, не знаю, что ответить, как
ответить. А Лева продолжает: «А я думал, что без
тени человек быстрее стареет». Остальные ребята
были постарше, и я его, маленького, одернула и
высмеяла, вроде как заткнула, чтобы не мешал
заниматься, но ощутила по реакции остальных, по
какой-то общей неловкости, что я что-то
некрасивое сделала.
А про то, что Левушка тогда сказал…
Мне до сих пор кажется, что он что-то очень важное
понимал, а я не понимала и не понимаю. Самое
смешное, что с тех пор я начала задумываться о
тени...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|