ЕГЭ-2003
НА ПУТИ К ЭКЗАМЕНУ
Виктор БОЛОТОВ,
первый заместитель министра образования,
куратор эксперимента по ЕГЭ
Хорошие инструкции предотвратят
махинации
Единый государственный экзамен
вызывает много споров. Министерство образования
бодро отчитывается о проделанной работе, регионы
все как один подают заявки на участие,
независимые эксперты указывают: отрабатывается
лишь одна модель ЕГЭ, а в таком случае это не
эксперимент.
Сегодня мы должны признать, что своя правда есть
у всех: у министерских чиновников, которые,
понимая несовершенство тестов, завышают отметки
ученикам; у тестологов, которые говорят, что
таким образом ЕГЭ превращается в профанацию; у
региональных лидеров, которые видят в едином
экзамене возможность упрочить свой политический
престиж.
От этих реалий нам никуда не уйти. Мы можем лишь
выбирать, как в этих условиях выстроить
процедуру ЕГЭ, чтобы максимально учитывались
интересы школьников, учителей – тех, для чьего
блага и задумывался единый экзамен…
– Виктор Александрович, недавно
Министерство образования признало, что в
некоторых регионах в 2002 году на ЕГЭ были
серьезные проблемы.
– Действительно, у нас возникли некоторые
проблемы.
– Когда россиян агитировали за ЕГЭ, им
гарантировали полную безопасность. В том числе
сопровождение экзаменационных заданий
сотрудниками ФСБ. Министр образования Владимир
Филиппов так описал проведение ЕГЭ 2002 года в
одном месте Самарской области: «…пакеты с
решенными заданиями сложили в авоську и повезли
к месту проверки на троллейбусе».
– Многие сравнивают ЕГЭ с идеальной схемой
и говорят: там прокол, там прокол, там прокол,
значит, не надо ЕГЭ проводить. Но давайте же не
будем сравнивать его с идеальной схемой! Давайте
действовать в той системе координат, которая у
нас есть.
– Тогда одна из ситуаций: машина, которая
везла результаты ЕГЭ в Ростов-на-Дону,
задержалась в пути на четыре часа. Что делали в
это время – неизвестно. Но за четыре часа можно
было перерешать все варианты ЕГЭ еще раз.
– Об этой истории мне ничего не известно. А в
Томской области – пожалуйста… Дальнее село, к
которому можно доплыть на моторной лодке по Оби.
Пакеты материалов должны быть доставлены туда в
восемь утра на борту катера. Катер прибывает в
девять. Оказывается, команда катера остановилась
порыбачить.
– В прошлом году ЕГЭ едва не был сорван,
потому что к оборудованию забыли приделать
незначительную деталь – красные лампочки.
Известно, что в прошлом году была взломана база
данных по ЕГЭ, хранящаяся в МИЭМ…
– Эта база в МИЭМ не была взломана. Зафиксированы
попытки ее взлома. Это значит, что она нормально
защищена. Добавлю, что теперь данные о
результатах ЕГЭ будут храниться в двух местах.
Данные по самому экзамену – в центральном
компьютере Центра тестирования, а данные о
подаче заявок в вузы – в базе данных МИЭМ. Здесь
нет никакого ущемления Центра тестирования,
просто МИЭМ два года назад выиграл
соответствующий тендер.
– Компьютеры Центра тестирования
установили, что в прошлом году некоторым детям
удалось сдать одни и те же задания ЕГЭ дважды и
улучшить результаты. Как это произошло? И как
предотвратить подобный блат?
– Объясняю. Некоторые школьники пошли сдавать
ЕГЭ в основной день и в резервный, который
предназначен для заболевших или тех, кто по
какой-то причине не смог сдавать единый
госэкзамен со всеми. Руководителям
регионального образования я советую хорошенько
объяснить учителям, школьникам и тем, кто
проводит ЕГЭ: эта уловка – пустая трата времени.
Компьютер хранит все данные о тех, кто сдает ЕГЭ,
и обнаруживает любого, кто сдал один и тот же
экзамен дважды.
– Есть предположения, что во многих регионах
ученикам помогали решать задания ЕГЭ...
– Напрасный труд. По технологии в индивидуальном
секъюпаке, который получает на ЕГЭ каждый
ребенок, находятся бланки с тремя уникальными
штрих-кодами. Совместимость этих штрих-кодов
известна только компьютеру, находящемуся в
Москве, в Центре тестирования у Владимира
Хлебникова. Бланки отправляются в пакетах с
пунктов проведения ЕГЭ в пункты первичной
обработки, где они сканируются и в электронном
виде уходят в Москву. И если в пакет будет
запечатан вместо настоящего какой-то «левый»
бланк, заполненный учителем, тогда три
уникальных штрих-кода не совместятся. Компьютер
выловит подлог и просто не выставит баллы. Была
ситуация, что в регионах в нарушение инструкций
взяли и не отослали в Москву часть С. Компьютер
тщетно пытался найти тройку штрих-кодов. Два
штрих-кода нашел, а третий не может. Искал-искал –
нет третьего. И не ответил, сколько баллов
выставлено. Пришлось обрабатывать информацию
вручную. Но когда мне говорят, что, дескать, там-то
и там-то бланк с ответами ребенка подменили
бланком с ответами учителя, я отвечаю: штрих-коды
что, тоже подменили? Чтобы предотвратить
подделки, мы делаем бланки для ЕГЭ цветными. Хотя
это дороже. Скопировать такой бланк невозможно,
подделка выловится компьютером даже при цветном
ксерокопировании.
– И все-таки помогать детям на ЕГЭ будут.
Региональным руководителям выгодно во что бы то
ни стало повысить результаты ЕГЭ в своем регионе.
Это, как раньше число золотых медалистов,
повышает их престиж.
– Чепуха. На ЕГЭ присутствуют не областные
руководители образования, а школьные и вузовские
преподаватели. Вузу на имидж региона наплевать.
Если я вузовский преподаватель и принимаю ЕГЭ, то
мне все равно, сколько будет высоких баллов.
Главное – чтобы экзамен проходил честно.
– Теперь об оценках. Вы подтверждаете, что
если бы не волевое решение Министерства
образования, то 70 процентов детей, принимавших
участие в ЕГЭ, в некоторых регионах не получили
бы аттестаты вообще?
– Нет, минутку. Речь идет не о волевом решении
Министерства образования. Речь идет о
консенсусном решении. Оно основано на науке
тестирования. (При традиционном экзамене можно
говорить, что оценка ставится за количество
решенных задач. Тестирование исходит из других
данных – статистических. Важно не только,
сколько и какие задачи решил ученик, но сколько
учеников в стране решили или не решили эту же
задачу. В результате, если выясняется, что из пяти
задач три задачи решили только пять процентов
всех прошедших тестирование учеников, то,
конечно, пятерка будет получаться уже и за три
задачи. И это не есть волюнтаристское решение
министерства или кого-то еще, а реальная картина
распределения знаний в стране.)
– Когда начинался эксперимент по ЕГЭ,
Владимир Филиппов любил повторять, что пятерка в
Москве – не пятерка во Владивостоке и что ЕГЭ
позволит оценивать знания детей со всех концов
России объективно. На ЕГЭ 2002 года стало понятно,
что от объективной оценки знаний мы пока далеки.
– В этом плане мы идем в режиме максимальной
защиты выпускников школ. С двойками детям не
выдадут аттестаты.
– То есть вы согласны, что в этом году баллы
были завышены в общероссийском масштабе?
– Понимаете, вот сидит комиссия – академики РАО,
Центр тестирования, департамент образования – и
говорит: тройка в этом году стоит столько-то. Это
завышение или не завышение баллов? Это
экспертное решение. Авторы задачек всегда
приблизительно знают, как должны школьники эти
задания решить. В прошлом году авторы
расходились в суждениях на 10 баллов. В этом году
авторы гораздо адекватнее оценивали сложность
заданий. Колебания были в 1–2 балла.
– В Таганроге прошлой весной провели
экзамен, взяв за образец задания из
демонстрационного варианта на сайте ЕГЭ. ру. Дети
получили 36 процентов двоек. Но в июне на ЕГЭ
оказалось шесть процентов двоек. Не потому, что
дети показали лучшие знания, а потому, что при
пересчете баллов в Москве произошел сдвиг шкалы.
Те, кто должен был получить двойки, получили
тройки, троечники – четверки и так далее. Но это
похоже на старую советскую традицию завышения
отметок. Только теперь в общероссийском
масштабе.
– Не согласен. Мы можем еще завысить
требования к заданиям по математике. Но тогда на
ЕГЭ по математике 90 процентов российских детей
получат двойки. По нашему мониторингу и по данным
международных исследований, до 30–40 процентов
детей вообще не осваивают стандарты. Означает ли
это, что им нужно ставить двойки? Но если нас с
вами начать проверять по содержанию наших
школьных стандартов, то все мы получим двойки
(кроме того предмета, которым мы занимаемся).
Возьмите узкоспециальные вопросы, вроде того,
чем отличается нервная система червя и нервная
система ланцетника. Трудно ответить на этот
вопрос, если ты не биолог. Вот дети и не отвечают!
– Вы считаете, что виновато содержание
образования, а не шкала выставления баллов?
– Конечно. Почитайте школьный учебник. А лучше
возьмите сами тест по математике и попробуйте
его выполнить. И потом скажете, знаете ли вы на
тройку математику? А ведь тройка – это
социальный минимум, чтобы жить в обществе и не
чувствовать себя больным или идиотом.
– Вы согласны, что 70 процентов детей
действительно не сдали ЕГЭ по математике и в
Москве вынуждены были натянуть им тройки в
российском масштабе?
– Не согласен! 70 процентов детей показали
незнание тонких понятий. Но базовые умения
продемонстрировали 90 процентов детей. 10
процентов двоек по математике получили те, кто не
мог продемонстрировать вообще никаких базовых
умений.
– Как вы собираетесь улучшить ситуацию с ЕГЭ
в 2003 году?
– Особое внимание мы уделим дисциплине.
Сейчас разрабатываем пошаговую инструкцию для
проведения ЕГЭ. Людям нужна инструкция, что
делать в самой дурацкой ситуации. В этом году
раздался звонок: что делать, если при закрытии
секъюпака (этот пакет содержит ответы школьника
на вопросы ЕГЭ) человек заклеил собственный
палец? Открывать-то пакет теперь нельзя... К
сожалению, пока проходит эксперимент по ЕГЭ, мы
не можем призвать нарушителей процедуры к
какой-либо ответственности, кроме
административной. На ЕГЭ 2003 года мы еще раз
напомним, что в Кодексе законов о труде есть
статья, которая позволяет уволить человека за
однократное грубое нарушение трудовой
дисциплины.
– Думаете, сработает?
– Должно сработать.
– Вы надеетесь, что у эксперимента по ЕГЭ
есть будущее?
– Конечно. В обществе существуют две разные
позиции. Первая – в России лучшая в мире школа.
Вторая – у нас самая ужасная школа. Истина
посередине. У нас нормальная школа, которую нужно
модернизировать. Так давайте не будем
жаловаться, что на полу много мусора, а просто
возьмем и подметем.
…Из Справки «Об итогах проведения
эксперимента по введению единого
государственного экзамена в 2002 году и задачах
эксперимента на 2003 год», подписанной
руководителем Департамента общего образования
Министерства образования РФ А.В.Баранниковым:
«…Проблемы и недостатки при
проведении работ по обеспечению информационной
безопасности ЕГЭ:
– …незащищенность КИМов от
несанкционированного просмотра до начала
экзамена;
– зафиксированы случаи фальсификаций при
проверке открытых заданий;
– имели место случаи недостаточного контроля в
местах проведения ЕГЭ;
– зарегистрированы 173 попытки
несанкционированного доступа в федеральную базу
свидетельств с результатами ЕГЭ из Москвы,
Новосибирска, США, Финляндии».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|