ПОВЕСТКА ДНЯ Большой спор вокруг маленькой
зарплаты
На заседании Совета руководителей
региональных управлений образования
обсуждалась реформа системы оплаты труда
учителей. Все участники заседания, включая
министра В.Филиппова, поддержали предстоящую
Всероссийскую акцию протеста работников
образования, которая пройдет под лозунгом: «Нет
– Концепции реформирования системы оплаты труда
бюджетников!»
С реформой придется подождать…
В ситуации с реформой оплаты труда
учителей Министерство образования оказалось
между двух огней. С одной стороны, в программе
модернизации образования запланирован переход
на новую систему оплаты труда педагогов с учетом
специфики отрасли, и это положение необходимо
выполнять. С другой – концепцию реформы,
подготовленную Министерством труда, в
Министерстве образования считают неприемлемой.
Наиболее серьезные претензии вызывают два
пункта: рекомендательный характер отраслевой
сетки и гарантии федерального центра в пределах
МРОТ.
По свидетельству В.Филиппова, на недавнем
совещании у вице-премьера В.Матвиенко было
принято принципиальное решение: все тарифные
ставки и оклады должны устанавливаться
Правительством РФ, задавая обязательный уровень
оплаты труда для каждого субъекта РФ.
Вопрос в том, где регионы будут находить для
этого средства. Здесь стоит заметить, что недавно
в Думу был внесен пакет законопроектов,
подготовленных комиссией при Правительстве РФ –
так называемой группой Дмитрия Козака, которая
занимается вопросами разграничения полномочий
между бюджетами различных уровней. Сама реформа
межбюджетных отношений запланирована на 2005/06
год, и не исключено, что она кардинально изменит
характер финансирования образования вообще.
В. Филиппов, ссылаясь на слова Валентины
Матвиенко, заверил собравшихся: пока не принят
“пакет Д.Козака”, правительство намерено
действовать по старой схеме: отраслевая сетка по
аналогии с ЕТС будет устанавливаться законом, а
дополнительные средства на зарплату учителям
будут перечисляться регионам в виде трансфертов.
…На первый взгляд такое решение правительства
кажется правильным. Но у него есть своя
подоплека. “Объем трансфертов все уменьшается,
– говорит председатель учительского профсоюза
В.Яковлев, – дополнительные средства на оплату
труда, как это было в прошлые годы, не
предусматриваются. Это очень выгодно
федеральному центру: ведь уже сегодня субъекты
Федерации перечисляют до 60% своих доходов в
федеральный бюджет”.
Передел среднего арифметического
При отсутствии реальных денег
обсуждение реформ превращается в перелицовку
тришкиного кафтана.
По прогнозам директора Управления
профессионального образования Комитета
образования и науки Хабаровского края Федора
Довжко, 33% – это среднее арифметическое. Какие-то
категории работников получат прибавку на 45%,
другие – на 20%, а третьи вообще останутся ни с чем.
Поэтому надо точно определить, кто именно –
руководители, специалисты или обслуживающий
персонал – получит обещанное повышение
зарплаты.
Владимир Яковлев предложил выделить из общего
числа только специалистов – учителей,
преподавателей. А Владимир Филиппов напомнил,
что согласно министерской схеме ставки растут в
зависимости от стажа, из чего следует, что
большую надбавку получат пенсионеры.
Эти слова вызвали настоящий взрыв эмоций среди
лидеров образования, не на шутку обеспокоенных
старением кадров.
По словам начальника столичного Департамента
образования Любови Кезиной, в Москве каждый
шестой учитель – пенсионер, а молодые учителя в
возрасте до 35 лет составляют не более 33% от общего
числа.
Позицию коллег осудил начальник Управления
образования Томской области Леонид Глок: «Чем
старше человек, тем больше у него проблем со
здоровьем, а на лечение нужны деньги. Значит, чем
дольше человек проработал в школе, тем больше он
должен получать».
Увы, в рамках 33% каждые пять лет зарплата учителя
будет подниматься... на 100 рублей.
На Совете руководителей были приняты
такие решения:
– введение отраслевой сетки оплаты труда
считать целесообразным и необходимым;
законодательно закрепить размеры ставок и сроки
их индексации на федеральном уровне; сохранить
северные надбавки и доплаты сельским учителям;
повысить зарплату в 1,33 раза только одной
категории сотрудников – либо специалистам, либо
руководителям; добиваться повышения зарплаты в
1,7 раза.
Все участники заседания, включая министра
образования В.Филиппова, поддержали предстоящую
Всероссийскую акцию протеста работников
образования, которая должна состояться в феврале
по инициативе профсоюзов.
Отступать некуда – позади ЕТС, долги по зарплате,
нетопленые школы...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|