УЧЕБНИКИ
Невезучий Лермонтов
Михаил Юрьевич
Лермонтов был человеком невезучим. Любой
школьник, читавший учебник литературы, знает, что
и личная жизнь, и военная карьера поэта
складывались не вполне благополучно. Все к
одному: болезненность и некрасивость, развод
родителей, две ссылки, козни цензуры и нелепая
гибель на дуэли в двадцать семь лет.
Не столь очевидно, но показательно: Лермонтову
часто не везло и после смерти. Например, в пору
перестройки первой из всех станций московского
метро переименовали «Лермонтовскую», зачислив
поэта в один ряд не только с буревестником
революции Горьким, но и с партийными боссами
Ждановым и Щербаковым.
Теперь же можно с горечью констатировать:
невезение продолжается. Именно эта мысль
приходит в голову, когда берешь в руки книжку с
угрожающим названием «Ты – Михаил Лермонтов».
Авторы «книги-игры для детей среднего и старшего
школьного возраста» потрудились на славу. Им
удалось создать целостный и необычайно яркий
образ фатально невезучего Лермонтова. Особенно
много сделал для этого художник А.Распопов. Он,
вероятно, добросовестно работал с историческими
источниками и прочел у кого-то из мемуаристов,
что Лермонтов был невелик ростом и весьма
некрасив. Пылкое воображение иллюстратора
завершило картину. На обложке книги-игры
изображен лысоватый уродец с глубочайшим
унынием на лице. Последняя же картинка
воспроизводит сцену дуэли, где широкоплечий
горец Мартынов вот-вот прицелится в крошечного и
изрядно кривоногого Лермонтова, стоящего перед
ним в нелепой позе – грудью к противнику, ноги на
ширине плеч.
Но вернемся к самому интересному. Почему это,
задумывается читатель, лично я – Михаил
Лермонтов? Оказывается, автор текста Е.Шацкий
придумал необычный дидактический ход. В шести
эпизодах книги описываются ситуации из жизни
Лермонтова, а читателю предлагается поставить
себя на место поэта и принять в каждом случае
правильное решение. Например, в связи с
расследованием, проводившимся после
распространения списков «Смерти поэта»: «Тебе
угрожают солдатчиной… ты знаешь, что это убьет
твою любимую бабушку. Что ты напишешь в свое
оправдание?
а) Что авторство стихов было тебе приписано по
ошибке.
б) Что написал стихи недостаточно обдуманно.
в) Напомнишь о распространенном тобою годом
ранее стихотворении, в котором ты прославлял
российского императора».
В эпоху колоссальной популярности всяческих (в
том числе и интеллектуальных) игр неправильно
было бы снобистски презирать вкус школьной
аудитории.
Если стремиться все-таки не просто развлекать
школьников очередной викториной, а закреплять в
их памяти самые важные и полезные сведения, игра
требует основательной доработки. Как уже
говорилось, книга невелика по объему. В шести
эпизодах содержатся 24 вопроса: первый всегда
связан с жизненно важным решением Лермонтова,
остальные имеют более частный характер.
Некоторые кажутся случайными: чем различались (в
тексте с ошибкой – «отличались») обязанности
«белой» и «черной» кухарок; какую часть
офицерской формы первоначально носили
военнослужащие, ведавшие заготовкой припасов?
Но и существенно важные вопросы, поставленные
Е.Шацким, как и сам скупой авторский текст,
вызывают печальные раздумья. «…Император увидел
имя Н.И.Тургенева… и весь затрясся от злости»;
«Лермонтов не позволял наказывать крепостных
телесно…»; «При жизни стихи Лермонтова немало
страдали от цензуры»… Что называется, коротко и
ясно. Поиграв немного в биографию Лермонтова,
дети среднего и старшего школьного возраста
должны глубоко проникнуться сознанием, которое
воспитывала некогда в их ровесниках советская
школа: прогрессивный поэт Лермонтов стал жертвой
реакционного николаевского режима. Школьные
истины прочно оседают в памяти. Попробуй объясни
потом взрослому человеку, что дело обстояло
далеко не так просто и Лермонтов был жертвой
множества обстоятельств, в том числе и
собственного тяжелого нрава!
Возражения вызывает и смело избранное Е.Шацким
грамматическое второе лицо. Почему бы не
спросить учеников, что написал в свое оправдание
Лермонтов? Это сделало бы игру менее
увлекательной. Но предлагать школьнику ощутить в
роли Лермонтова себя самого – не слишком ли это
фамильярно по отношению к памяти поэта? Зачем
внушать детям и подросткам, что Лермонтов – один
из многих, такой же, как все? Вспомним ярость
Пушкина, обрушившуюся на толпу, которая ищет у
гения общие грехи: «Врете, подлецы: он и мал и
мерзок – не так, как вы, – иначе!»
К тому же второе лицо порождает мрачные курьезы.
Приятно ли школьнику прочесть на первой же
странице книги: «Твоя мать умерла рано…»? Это
утверждение повторяется, видимо, для
закрепления, в начале второго эпизода: «Мать твоя
умерла рано, и ты живешь у бабушки…»
В общем, получается сплошное «если бы». Если бы
Е.Шацкий (человек, видимо, квалифицированный и
творческий) был более свободен от устаревших
идеологических догм… Если бы он работал в
сотрудничестве с другим художником… Если бы у
книги был добросовестный редактор, который
исправил бы речевые ошибки и добился
элементарного единообразия прописных и строчных
букв… Если бы отечественная полиграфия
позволяла жандармским мундирам на картинах быть,
как и положено, голубыми, а не фиолетовыми…
Пожалуй, при всех этих условиях книга получилась
бы недурной, а биография Лермонтова освободилась
бы от очередного посмертного невезения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|