УЧЕБНИКИ
Мудрость классиков вместо методических
премудростей
Всю жизнь,
Сократ, ты мой спутник и собеседник. Я слышу
всегда твой насмешливый голос: “Ну, кого ты еще
прославляешь, Платон?” Как будто ты не знаешь,
что в моих помыслах никому нет места, кроме тебя,
учитель... Из исписанных мною свитков смотрят на
мир тысячи большелобых, курносых Сократов”.
Могут ли хоть кого-нибудь оставить равнодушным
проникновенные строки из “Страны для Сократа”
– рассказа, написанного великим мыслителем
античности Платоном и адресованного своему
учителю – Сократу.
Подобным прекрасным материалом наполнена книга
Людмилы Карловны Граудиной и Галины Ивановны
Кочетковой “Русская риторика”, в которой, по
словам самих авторов, “...предпринимается
попытка возродить отечественные достижения в
этой области на основании изучения забытого и
заброшенного наследия... Поэтому вся теория
красноречия излагается на фоне как бы
спрессованной истории, дающей представление о
замечательных традициях и о том, что не должно
быть забыто...”
По мысли авторов, “современная теория в
сочетании с исторической практикой и
собственными упражнениями дадут оптимальный
результат”. Вряд ли найдется человек, способный
спорить с такими благородными целями и задачами.
Вообще было бы прекрасно, если бы все наше
образование строилось исключительно на мудрости
классиков, а не на “мудрости” современных
методистов. Трудно себе представить, чем еще, как
не вышеприведенными прекрасными строками
Платона, можно тронуть душу современного
молодого человека, ребенка. Добавим, что задачу
свою авторы видят очень масштабно: “...из
множества проблем, стоящих сегодня, необходимо
выделить одну, первостепенной важности –
поднять культуру в широком смысле слова с колен...
Языковые примитивы рождают примитивы сознания...
Юношам и девушкам, взрослея, надо научиться
преодолевать речевые “болезни роста”. Важно
духовно опереться на исторически развернутую
память и не забыть то лучшее, что в прошлом и в
настоящем представлено в опыте отечественной
словесности”.
Этот подход определяет и композицию курса. В нем
выделены четыре крупных раздела:
1. Истоки красноречия. В разделе
рассказано о представителях античных
риторических школ.
2. Традиции красноречия в России.
3. Риторика, культура речи и нормы современного
литературного языка.
4. Роды и виды красноречия: стили, ситуации, жанры,
акты речи. В соответствии же с авторскими
принципами главы разделов включают в себя:
во-первых, теоретический и фактический материал,
во-вторых, материал хрестоматийный и, в-третьих,
вопросы, задания и упражнения.
Собственно говоря, теоретический и
хрестоматийный материалы трудно четко отделить
друг от друга: они тесно переплетаются,
взаимодополняют друг друга. Это очень важное
достоинство книги, учитывая то, как сложно подчас
бывает увлечь хоть чем-то нынешнего ученика.
Для примера – глава, посвященная деятельности
М.М.Сперанского. Материал, касающийся
жизнедеятельности, включает в себя помимо фактов
биографии также выдержки из воспоминаний
современников, из писем и воспоминаний самого
Сперанского. Затем под рубрикой “Это интересно”
– которая, кстати, присутствует и во многих
других главах – располагается статья
современного автора В.А.Томсинова “Светило
российской бюрократии”, в которой приводятся
любопытные высказывания Льва Толстого и
Сперанского о целях жизни, о лжи и правде –
представляющие собой своеобразные “параллели”.
Наконец, завершают главу сочинения самого
Сперанского: “Правила высшего красноречия”,
“Общие свойства слога”, “О виде оратора” и
другие. Можно сказать, что статьи в одно и то же
время являются и теорией, и хрестоматией – кто
лучше самого автора расскажет о своих
теоретических воззрениях. И конечно же такой
подход к организации материала облегчает чтение,
освежает процесс учебы, делает его более
увлекательным. Даже такие традиционно сложные
для восприятия темы, как “Законы логической
речи”, “Основы композиции”, “Образные и
выразительные средства языка”, в которых
невозможно обойтись без чисто теоретических
“сухих” выкладок в виде понятий и определений,
изложены достаточно легко и читаемо. Достигается
это, в частности, путем включения интересных
фактов и примеров. Например, рассуждая о законе
достаточного основания в теме “Мышление и
законы логичной речи”, авторы анализируют
эпизод с вынесением приговора Катюше Масловой в
романе Л.Н.Толстого “Воскресение”.
Обращает на себя внимание также наличие в ряде
глав очень симпатичных “памяток” читателю,
акцентирующих внимание на сути изучаемого
предмета. Особенно много их в разделе,
посвященном античным ораторам, отдельная
памятка освещает постулаты М.В.Ломоносова. Такие
теоретические памятки очень удобны для
использования в учебном процессе в школах и
институтах.
Хрестоматийные материалы книги крайне
разнообразны: они включают произведения
различных жанров и стилей, авторов современных и
классических, тексты общеизвестные и забытые.
Конечно, нет смысла перечислять их все, отметим
только, что среди них – фрагменты из
произведений художественной, эпистолярной,
публицистической литературы, УНТ, прозаических и
стихотворных текстов, выдержки из словарей,
сборников пословиц и афоризмов и т.д. Так,
например, глава “Говоры Москвы и литературный
язык” проиллюстрирована очерком
В.А.Гиляровского “Грамотеи”, пословицами о
Москве, стихотворениями А.С.Пушкина и
М.И.Цветаевой. Стихотворное произведение
включает в себя и глава, посвященная протопопу
Аввакуму, – это стихотворение “Аввакум в
Пустозерске” из “Колымских тетрадей”
В.Т.Шаламова.
Очень интересный подбор текстов содержит раздел
“Роды и виды красноречия”: он повествует об
особенностях академической и научной речи, о
красноречии духовном, судебном и
социально-бытовом. Образцы духовного
красноречия демонстрируют выдержка из Библии и
текст поздравления с 70-летием
Патриарха Алексия Российского дворянского
собрания. В главе “Военное красноречие”
помещены статьи авторов начала XIX века
Я.В.Толмачева и Е.Б.Фукса, а также отрывок из книги
генерала С.М.Штеменко “Генеральный штаб в годы
войны”. Вообще данный раздел книги успешно
доказывает тот факт, что овладение искусством
красноречия не только духовно и нравственно
обогащает человека, но и приносит чисто
практическую пользу, доказывает, что “...эта
наука – необычайно полезная и нужная: она может
помочь и в общении, и в выборе профессии, и в
достижении успехов. Риторика не что иное, как
важнейший учебник жизни, который помогает
осмыслить судьбу, жизненный путь и те моменты,
которые определяют личную историю каждого
человека”.
В разделе дается масса полезных практических
советов об искусстве спорить и острить,
разговаривать и слушать, о способах обращения к
знакомым и незнакомым людям, о комплиментах,
застольной речи, о выражении соболезнования и
т.д. И конечно, все это сопровождается
соответствующими хрестоматийными текстами
самого широкого, если можно так выразиться,
диапазона: к примеру, в материалах об искусстве
спорить и острить предлагается отрывок из
сочинения Шопенгауэра “Эристика, или Искусство
спорить” и здесь же – текст из репертуара Рины
Зеленой, иллюстрирующий спор глазами ребенка. В
конце каждой главы помещены вопросы, задания и
упражнения, являющиеся логическим ее
завершением. Нетрудно заметить, что самое
серьезное внимание уделяется развитию
практических навыков: ведь риторика, то бишь
ораторское искусство, все-таки наука
практическая. Например: придумайте
“платоновский” диалог, озаглавьте его и
“проиграйте” в группе; прослушайте в храме
текст современной проповеди, проведите
сопоставительный анализ языка, сравнив ее с
древней проповедью, например, с текстом Нагорной
проповеди.
Очень важно, что предлагаемые вопросы и задания
не только тестируют на наличие и прочность
знаний, не только развивают практические навыки,
но и формируют умение самостоятельно, творчески
и нестандартно мыслить, видеть и ценить красоту,
формируют эстетический вкус. А это самое главное.
В этом цель книги. И очень хочется надеяться, что
когда-нибудь она будет достигнута. Что с полок
книжных магазинов исчезнет “Гарри Поттер”, что
малыши на вопрос о Леонардо и Рафаэле перестанут
отвечать, что это – черепашки-ниндзя,что
навсегда канут в Лету “ништяк”, “напряг” и
“неудобняк”, а молодые люди, стоя у памятника
А.С.Грибоедову, начнут говорить на родном Русском
языке.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|