Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Нина КАШИНА

Надо ли помогать детям?

Конечно, надо. Но чаще всего делать этого нельзя. Особенно если очень хочется

Чадолюбивые мамки в нашем климате преобладают. Так природа, наверное, распорядилась: ведь в сугробах наших – это тебе не у теплого моря под бананом. Может, это неумолимый инстинкт заставляет опекать чадо денно и нощно?

В полночь прибегает запыхавшаяся соседка Ольга: «Помоги распечатать доклад ребенку!» «Ну давай, коли так надо, а кстати, где сам ребенок?» – спрашиваю я, имея в виду ее очаровательную дочь-студентку.
Выясняется: чей-то ребенок (мужеска полу и старше 18 лет!), вроде как учится в каком-то странном заведении, безумно занят чем-то помимо учебы; распечатать просила его мама, которая очень радеет за его учебу (иначе армия!); дома у ребенка компьютера нет (а к друзьям с компьютером за такой ерундой обращаться лень), сдавать рукописный текст не принято.
Короче: мамка великовозрастного мальчика сама озаботилась, достала чужой доклад, просит о помощи другую мамку, а та, схвативши эстафету, летит ночью к третьей мамке…
Спиной чувствую, что родной муж смотрит на меня как на врага народа. Если бы меня застукали за выполнением такой «детской работы», то в доме немедленно начались бы военные действия. Однако, пока в доме соседка, он молчит изо всех сил.
Я вяло сопротивляюсь натиску, но лезу в компьютер, пытаюсь говорить о совести и педагогике, при этом просматриваю принесенный файл.
Доклад явно был скачан из Интернета, затем приобрел титульный лист на чью-то фамилию. Как я и предполагала, «ребенок» и пальчиком не касался – «не царское это дело» – мамка сама и дискетку у кого-то выпросила.
Ругаю себя за слабохарактерность, но вписываю нужные данные под диктовку исполненной важности соседки, просматриваю текст. В середине несколько страниц безнадежно испорчены (доклад, судя по всему, использовали и в хвост и в гриву), масса нестыковок и просто глупостей – текст кромсали, сшивали не глядя – эдакое неумелое лоскутное одеяло.
«Просто выбрось весь брак, а на нестыковки плюнь, кто же это читать будет?» – руководит мной соседка. Чувствую себя амебой, делаю что велят, а на прощание собираю волю в кулак и прошу больше ко мне по таким вопросам не обращаться.
Ольга смотрит на меня как на пожирателя младенцев и назидательно говорит: «Детям надо помогать!» Дверь захлопнулась, и в действие включился мой муж, который мучительно ждал своей партии в этом спектакле…
…Кто я есть, я и так знаю.

А теперь несколько тезисов, которые появились в дискуссиях по этому вопросу:

Детям надо помогать, но:
1. Помогать можно тому, кто сам что-то делает, т.е. дите само совершает действие, а вы ему помогаете, но не наоборот.
2. Дите само движется к результату, а вы можете напомнить о сроках, подкинуть по ходу дела идею, ссылку или книгу, выполнить простую техническую часть, если замыслы огромны, а сроки поджимают.
3. Помогать можно тому, кто просил о помощи. В крайнем случае можно поинтересоваться: «Помощь нужна?» – и обязательно дождаться ответа. Навязывать помощь, если не просят, нельзя, даже если очень хочется: ведь вы уважаете личность своего ребенка.
4. Соберите все свое терпение, держите себя за шкирку, но дождитесь его реакции на происходящее – он обязан осознать ситуацию и придумать способ выхода из нее, хотя бы задуматься о ней.
5. Вы, безусловно, умнее, опытнее, вам очевиден этот единственный и правильный выход, но вы скажете о нем, только когда ребенок спросит ваше мнение. Кстати, это единственный способ заставить прислушиваться к своим словам – не навязывать готовое решение.
6. Если вы сами делаете за ребенка все, то не прикрывайтесь фразами о помощи детям, – это вы делаете свое собственное дело, это вам надо (чтобы он получил диплом, не попал в армию, подал вам стакан воды в старости
и т.д.), а он здесь вовсе ни при чем.
Хватит, наверное. Хотя накопилось очень много.

Кстати, соседка Ольга так и не поняла, что я и своим собственным детям не оказываю «помощи» в ее понимании.
За всю богатую событиями школьную жизнь, конечно, было не раз, что накануне вечером перед сном обнаруживается:
– доклад про Блейка не готов и даже не начат;
– непонятно, как решать эту дурацкую задачу;
– нужна книга (она есть везде и всегда, но именно сейчас, именно дома ее почему-то нет);
– нужно знать изрядный кусок текста (например, «Войну и мир» целиком или конкретный том), поскольку завтра важное сочинение;
– нужны пяльцы на урок труда (с таким интересным запросом для внука обратилась ко мне однажды и тоже в полночь другая соседка);
– нужен кусок ткани (далее указывается цвет и размер, как будто на складе, где лежат тюки) для драпировки сцены и т.д. и т.п.
Это все нужно к завтрашнему дню позарез, поскольку нужно было неделю назад, а завтра самый распоследний срок сдачи. Обычно в таких экстремальных случаях покладистое шелковое дите, заглядывая в глаза, виновато просит о помощи и принимает ее не жуя.
Редкий случай, когда понимаешь, что у нас, оказывается, все хорошо с самоконтролем и самообладанием, что мы можем быть вежливыми и внимательными. Ребенок согласен писать доклад под диктовку, слушать вольный пересказ содержания большого романа, готов переписать любое выданное решение, готов переложить содержимое шкафа в поисках чего-то, только чтобы закрылась эта внезапно открывшаяся дыра: «на завтра надо».
Приходится делать подвиг, отодвигать все свои срочные дела и выполнять непредвиденные авральные работы. Но все же совместно! И с обещаниями, что никогда более!..
Каждый раз нас спасает, что папа приходит поздно и все это безобразие не видит, поскольку папа никогда не стал бы в нем участвовать.
Отличить родительский след в сданном школьном задании не так трудно. Проверить самостоятельность работы можно, было бы желание. Если школе принципиально все равно, кто автор работы (это, кстати, очень важный критерий в оценке школы и учителя), если родитель хочет быть добрым и нужным и предпочитает дать свою ежедневную рыбу ребенку, вместо того чтобы научить ее ловить, то редкий ребенок в этих «райских кущах» встанет с дивана и начнет бороться за свое право работать самостоятельно. Зачем работать, если достаточно открыть рот и уже бегут со всех ног мамки-няньки…
Вот и катятся колобки по масляному желобу, вот и вырастают розовенькие замечательные поросята на откорме. Что потом? Потом начинается совсем другая жизнь со своими достаточно жесткими для нежных колобков и поросят законами. Они к этой жизни не готовы. Родители и школа разводят руками – мы же сделали все что могли.
...Завтра рано утром отходят автобусы – школа уезжает в пансионат на зимние каникулы. Дите пришло в час ночи с важного совещания по поводу каникул и наконец-то начало собираться – достало огромный рюкзак, включило везде свет и ходит по дому, собирая имущество (день отъезда был известен давным-давно – это традиционное школьное мероприятие происходит каждый год день в день, час в час). Я принципиально не вмешиваюсь, поскольку неоднократно говорила ему, что конкретно с ним будет, если ко мне обратятся по поводу поиска носков или стирки перед самым отъездом. Я принципиально снимаю с себя ответственность и в третьем часу ночи демонстративно укладываюсь спать, закрыв свою (какое счастье!) дверь.
...Дверь тихо отворяется, и очень вежливая голова спрашивает, буду ли я очень против, если наш веник уедет в пансионат? Он меня очень любит, но он назначен дежурным по венику (да, и по совку тоже) в своей комнате.
Новый год мы встретили без совка и веника. А как же иначе, ведь детям нужно помогать!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru