УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мы еще не научились говорить друг с
другом о трагических страницах нашей недавней
истории. Тем более мы не умеем говорить об этом с
детьми.
И каждый раз, когда речь заходит о сталинских
лагерях, репрессиях, жертвах – велик соблазн эту
тему обойти. Реже всего нам приходит в голову
осмыслить горькие уроки истории вместе с нашими
учениками. А ведь, пожалуй, единственный путь
понимания истории – в диалоге поколений...
В России существует немало музеев и общественных
организаций, чья работа связана с изучением
печального наследия советской эпохи. Их цель –
восстановление исторической правды, создание в
обществе такой ситуации, чтобы тоталитарная
власть не смогла вновь распоряжаться судьбами
людей. Благородные цели – но удастся ли их
достичь, если мы не сможем найти общий язык с
новым поколением? Об этом всерьез задумались в
Музее и общественном центре “Мир, прогресс,
права человека” имени Андрея Сахарова. Здесь
возникли первые проекты, направленные на
совместное с детьми осмысление нашей недавней
истории. Подобные проекты еще находятся в стадии
становления – как и гражданское общество в
России. Но точно так же они касаются каждого из
нас.
Право и педагогика
Семинары для историков и
обществоведов возвращают образованию его
социальную функцию
В центр Андрея Сахарова приходят
учителя – историки и обществоведы. Как правило,
это те, кому за тридцать. Они воспитывались и
получали образование в тоталитарной стране. Во
всем опыте их жизни просто не было места для
формирования многих правовых ценностей.
Например, право на информацию – самого этого
понятия в советском обществе не существовало. Но
без свободы на получение информации у педагога
не может быть свободы мысли. Нет материала для
самостоятельных суждений и продуманного выбора,
принятия решения со знанием дела – всего того,
чему мы так старательно учим сидящих за партами
ребят.
Простой, но убедительный пример: Всеобщая
декларация прав человека была у нас опубликована
лишь в 1989 году, спустя 40 лет после принятия ее ООН.
Парадокс ситуации в том, что сегодняшние учителя
не могут полноценно выполнять главнейшую
социальную функцию образования, а именно:
передачи от старших к младшим
общецивилизационной информации, продуктивного
опыта социального взаимодействия. Поколение
учителей просто не овладело этой информацией.
Поэтому наши семинары направлены на компенсацию
недостатка правовых знаний и правового опыта
учителей, чтобы они могли продуктивно
взаимодействовать с учениками.
Сегодняшние старшеклассники находят разные
определения времени, в котором живут. Говорят
“посткоммунистическое”, “смутное”, “чуть ли
не демократическое”, “почти
постиндустриальное”, “тяжелое”. Но чаще всего
– “переломное”. И это не случайно. Перелом – это
насилие и боль. А может быть, наше время все-таки
“переходное”? Переходное от бесправия к праву?
Лидия СЕМИНА,
автор концепции преподавания
правовой культуры в школе
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|