Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мы еще не научились говорить друг с другом о трагических страницах нашей недавней истории. Тем более мы не умеем говорить об этом с детьми.
И каждый раз, когда речь заходит о сталинских лагерях, репрессиях, жертвах – велик соблазн эту тему обойти. Реже всего нам приходит в голову осмыслить горькие уроки истории вместе с нашими учениками. А ведь, пожалуй, единственный путь понимания истории – в диалоге поколений...
В России существует немало музеев и общественных организаций, чья работа связана с изучением печального наследия советской эпохи. Их цель – восстановление исторической правды, создание в обществе такой ситуации, чтобы тоталитарная власть не смогла вновь распоряжаться судьбами людей. Благородные цели – но удастся ли их достичь, если мы не сможем найти общий язык с новым поколением? Об этом всерьез задумались в Музее и общественном центре “Мир, прогресс, права человека” имени Андрея Сахарова. Здесь возникли первые проекты, направленные на совместное с детьми осмысление нашей недавней истории. Подобные проекты еще находятся в стадии становления – как и гражданское общество в России. Но точно так же они касаются каждого из нас.

Право и педагогика

Семинары для историков и обществоведов возвращают образованию его социальную функцию

В центр Андрея Сахарова приходят учителя – историки и обществоведы. Как правило, это те, кому за тридцать. Они воспитывались и получали образование в тоталитарной стране. Во всем опыте их жизни просто не было места для формирования многих правовых ценностей.
Например, право на информацию – самого этого понятия в советском обществе не существовало. Но без свободы на получение информации у педагога не может быть свободы мысли. Нет материала для самостоятельных суждений и продуманного выбора, принятия решения со знанием дела – всего того, чему мы так старательно учим сидящих за партами ребят.
Простой, но убедительный пример: Всеобщая декларация прав человека была у нас опубликована лишь в 1989 году, спустя 40 лет после принятия ее ООН.
Парадокс ситуации в том, что сегодняшние учителя не могут полноценно выполнять главнейшую социальную функцию образования, а именно: передачи от старших к младшим общецивилизационной информации, продуктивного опыта социального взаимодействия. Поколение учителей просто не овладело этой информацией. Поэтому наши семинары направлены на компенсацию недостатка правовых знаний и правового опыта учителей, чтобы они могли продуктивно взаимодействовать с учениками.
Сегодняшние старшеклассники находят разные определения времени, в котором живут. Говорят “посткоммунистическое”, “смутное”, “чуть ли не демократическое”, “почти постиндустриальное”, “тяжелое”. Но чаще всего – “переломное”. И это не случайно. Перелом – это насилие и боль. А может быть, наше время все-таки “переходное”? Переходное от бесправия к праву?

Лидия СЕМИНА,
автор концепции преподавания
правовой культуры в школе

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru