УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мы еще не научились говорить друг с
другом о трагических страницах нашей недавней
истории. Тем более мы не умеем говорить об этом с
детьми.
И каждый раз, когда речь заходит о сталинских
лагерях, репрессиях, жертвах – велик соблазн эту
тему обойти. Реже всего нам приходит в голову
осмыслить горькие уроки истории вместе с нашими
учениками. А ведь, пожалуй, единственный путь
понимания истории – в диалоге поколений...
В России существует немало музеев и общественных
организаций, чья работа связана с изучением
печального наследия советской эпохи. Их цель –
восстановление исторической правды, создание в
обществе такой ситуации, чтобы тоталитарная
власть не смогла вновь распоряжаться судьбами
людей. Благородные цели – но удастся ли их
достичь, если мы не сможем найти общий язык с
новым поколением? Об этом всерьез задумались в
Музее и общественном центре “Мир, прогресс,
права человека” имени Андрея Сахарова. Здесь
возникли первые проекты, направленные на
совместное с детьми осмысление нашей недавней
истории. Подобные проекты еще находятся в стадии
становления – как и гражданское общество в
России. Но точно так же они касаются каждого из
нас.
У школьного учителя есть шанс
восстановить связь времен
Книга, где собран материал по новейшей
истории России.
Той истории, о которой молчат учебники
Когда сейчас разговариваю со
школьниками, получается, что все происходившее в
стране 30–50 лет назад от них так же далеко, как
события эпох Петра Первого и Ивана Грозного.
Понятия “самиздат” и “невыездной” лежат на
одной временной полочке с “табелью о рангах”. Мы
смотрели: образовался какой-то разрыв в знании и
осмыслении темы политических репрессий,
коснувшихся едва ли не каждой семьи. В семьях уже
не то чтобы избегают говорить на эту тему, а
просто не придают ей особого значения: ну было и
уплыло. Школьные учебники?.. С помощью Галины
Васильевны Клоковой и Исака Соломоновича
Розенталя мы провели анализ учебников истории. И
увидели, что тема эта в них не раскрыта.
Вот и получается, что учитель истории –
единственный человек, кто может связать эту
разомкнувшуюся или кем-то разомкнутую цепь.
А наш музей старается учителям в этом помочь.
Поэтому нам важно, чтобы “История политических
репрессий в СССР. Книга для учителя” реально
работала. Мы хотим чтобы у каждого учителя, где бы
он ни преподавал – в небольшой сельской школе
или столичном УВК, – был фактический материал
для этого тревожного урока.
Не могу согласиться с мнением некоторых
родителей, которые как заказчики образования
говорят: это тяжело, ребенку не нужно знать. Если
встать на такую позицию, то ребенку ничего не
нужно знать ни о Великой Отечественной войне, ни
о Холокосте. Другое дело, должна быть выработана
методика: каким должен быть такой урок? Какой
должна быть экскурсия для детей, подростков в
музее? Ведь центров, которые занимаются такими
трагическими периодами истории, в мире не так
много. Это музеи Холокоста в США, Израиле,
Освенцим в Польше. И должно быть, наверное,
какое-то объединение этих музеев, чтобы
выработать язык, на котором нужно говорить о
страшном прошлом с подростками.
При том, что трагический опыт ГУЛАГа обществом
так и не осмыслен, он уже начинает замалчиваться.
Многие архивные материалы закрываются. И похоже,
мы уже легко можем вернуть памятник Дзержинскому
на площадь его же имени как следствие
непережитости трагедии новым поколением.
Но у школьного учителя есть шанс восстановить
связь времен. Мы помогаем каждому, кто к нам
обращается. На музейный сайт www.sakharov-center.ru
поставили полный вариант “Книги для учителя”.
Здесь же – информация о конкурсе этого года на
“Урок по теме: история политических репрессий и
сопротивления несвободе в СССР”. Учителя восьми
городов – Вологды, Москвы, Перми, Пскова,
Саранска, Сыктывкара, Тулы, Чебоксар – подали
заявки. Думаем, в следующем году присоединятся
Бийск, Владивосток. Хотим издать сборник
планов-конспектов этих уроков и факультативных
занятий, куда войдут работы всех победителей
региональных конкурсов. И худшее, что можно будет
с этим сборником сделать, – поставить его на
полку в школьном методическом кабинете и...
забыть.
Инна ЩЕКОТОВА,
заведующая библиотекой
Музея-центра А.Сахарова
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|