ДОМАШНИЙ АРХИВ
РАЗГОВОР ПОД ВЕЧЕРНИМ АБАЖУРОМ
Некоторое время назад (“ПС” № 59, 2001 г.)
наша газета рассказала о судьбе журналиста и
писателя Евгения Михайловича Богата, очень много
сделавшего в 70–80-е годы для того, чтобы имя
матери Марии стало известно в Советском Союзе. В
моей статье говорилось и об участнике
Сопротивления Игоре Александровиче Кривошеине,
который и рассказал Евгению Богату о подвиге
матери Марии. Прошло много месяцев после
публикации, и вдруг я получаю письмо из Парижа:
“...Статья ваша нас догнала ровно через год. Но
лучше поздно, чем никогда. Никита Игоревич просит
кланяться и благодарит вас за память об Игоре
Александровиче и Евгении Богате. Шлю вам малую
часть собранных нами материалов о матери Марии.
Сейчас я много занимаюсь ее биографией. Радуюсь,
если удается устранить этим хоть какие-то
пробелы в памяти людей... Искренне ваша Ксения
Кривошеина”.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию два
материала, полученные из Франции. В конце
прошлого года исполнилось ровно 70 лет с тех пор,
как Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева стала
монахиней, приняв при постриге имя Мария.
Холст души и краски доброты
О выставке работ матери Марии в
Русском музее рассказывает художница Ксения
Кривошеина
– Как возникла идея
выставки работ матери Марии в Русском музее?
– О поэтическом таланте матери Марии мы
сегодня знаем почти всё. К сожалению, ее талант
живописца совершенно не известен в России, да и
на Западе о нем мало кто знает.
То немногое, что сохранилось из ее работ,
разбросано по всему свету. Многие (в частности, в
приходах) даже не подозревают, что у них есть
работы матери Марии.
Люди, которые были близко знакомы с матерью
Марией, всегда говорили, что она никогда не
сидела без дела. Мало того что в доме на улице
Лурмель на ней лежала закупка продуктов, кухня,
работы по устройству церкви, но в те короткие
часы, когда она не предавалась молитве в храме, в
ее руках всегда были иголка с ниткой, кусок шелка,
простой холст, краски, кисти или карандаши. Она
вышивала, занималась иконописью, расписывала
стены своего храма, делала витражи, создавала
замечательные облачения.
Задолго до эмиграции мать Мария летом и осенью
приезжала на побережье Кавказа, где
познакомилась с тремя детьми известного
врача-психиатра А.П.Омельченко. Она читала им
свои поэмы, рисовала, писала акварели, вырезала
из бумаги миниатюрные силуэты. А потом дарила
детям многое из того, что было ею сделано. Уезжая
осенью в Петербург, дети увозили рукописи и
акварельные рисунки…
В Русском музее хранится серия этих
произведений, их около 30 (чувствуя приближение
смерти, сестры Омельченко подарили Русскому
музею свою бесценную коллекцию).
– А какова судьба других работ матери Марии?
У кого они находятся, удалось ли сохранить в
эмиграции ее росписи, вышивки?
– Много работ матери Марии погибло, о чем
свидетельствует ее мать Софья Борисовна Пиленко.
В ее рассказе об устройстве храмов, как первого
(на улице Виллы де Сакс), так и второго (на улице
Лурмель), сквозит печаль, огорчение оттого, что
многое было уничтожено. Вот ее слова:
“Работы матери Марии «кому-то» очень не
нравились, и после ее ареста их старались
уничтожить... Снята громадная вышивка
(полотно-гобелен) – «Жизнь царя Давида», которая
висела на правой стороне храма...” Этой же участи
подверглось многое другое.
Слава Богу, замечательное полотно-гобелен
спасено, оно бережно хранится и чтимо как
настоящая святыня в одном из монастырей Англии.
– Кто вам помогает в организации
петербургской выставки?
– Помощь в поисках и связях с коллекционерами
мне оказывает Елена Дмитриевна
Аржаковская-Клепинина. Ее вклад неоценим, и без
нее, конечно, мне было бы очень трудно. Нам также
помогает молодой специалист по творчеству
матери Марии Татьяна Викторова.
– Почему вы решили заняться организацией
столь трудного проекта?
– Может быть, это своеобразная эстафета,
которую я приняла от моего свекра, покойного
Игоря Александровича Кривошеина. Он был героем
Сопротивления, соратником матери Марии по
“Православному делу”, помогал ей в спасении
евреев, военнопленных и просто обездоленных
людей.
И вот совсем странно: однажды я проснулась с
желанием написать изображение матери Марии.
Получилась не икона, а именно изображение,
построенное на символах ее пути: здесь и хлеб, и
доброта, которую она несла людям, и дом для
бедных, и ее стихи, и звезда Давида в огне… К
сожалению, пока я не могу изобразить мать Марию в
образе святой, но тем не менее я написала: “Мать
Мария, моли Бога о нас…”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|