Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ 
РАЗГОВОР ПОД ВЕЧЕРНИМ АБАЖУРОМ 

Некоторое время назад (“ПС” № 59, 2001 г.) наша газета рассказала о судьбе журналиста и писателя Евгения Михайловича Богата, очень много сделавшего в 70–80-е годы для того, чтобы имя матери Марии стало известно в Советском Союзе. В моей статье говорилось и об участнике Сопротивления Игоре Александровиче Кривошеине, который и рассказал Евгению Богату о подвиге матери Марии. Прошло много месяцев после публикации, и вдруг я получаю письмо из Парижа: “...Статья ваша нас догнала ровно через год. Но лучше поздно, чем никогда. Никита Игоревич просит кланяться и благодарит вас за память об Игоре Александровиче и Евгении Богате. Шлю вам малую часть собранных нами материалов о матери Марии. Сейчас я много занимаюсь ее биографией. Радуюсь, если удается устранить этим хоть какие-то пробелы в памяти людей... Искренне ваша Ксения Кривошеина”.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию два материала, полученные из Франции. В конце прошлого года исполнилось ровно 70 лет с тех пор, как Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева стала монахиней, приняв при постриге имя Мария.
Анна ПУСТЫНЦЕВА

Холст души и краски доброты

О выставке работ матери Марии в Русском музее рассказывает художница Ксения Кривошеина

ЭТО ВЫШИВКИ МАТЕРИ МАРИИ. ХОРУГВИ (ПАРИЖ) – Как возникла идея выставки работ матери Марии в Русском музее?
– О поэтическом таланте матери Марии мы сегодня знаем почти всё. К сожалению, ее талант живописца совершенно не известен в России, да и на Западе о нем мало кто знает.
То немногое, что сохранилось из ее работ, разбросано по всему свету. Многие (в частности, в приходах) даже не подозревают, что у них есть работы матери Марии.
Люди, которые были близко знакомы с матерью Марией, всегда говорили, что она никогда не сидела без дела. Мало того что в доме на улице Лурмель на ней лежала закупка продуктов, кухня, работы по устройству церкви, но в те короткие часы, когда она не предавалась молитве в храме, в ее руках всегда были иголка с ниткой, кусок шелка, простой холст, краски, кисти или карандаши. Она вышивала, занималась иконописью, расписывала стены своего храма, делала витражи, создавала замечательные облачения.
Задолго до эмиграции мать Мария летом и осенью приезжала на побережье Кавказа, где познакомилась с тремя детьми известного врача-психиатра А.П.Омельченко. Она читала им свои поэмы, рисовала, писала акварели, вырезала из бумаги миниатюрные силуэты. А потом дарила детям многое из того, что было ею сделано. Уезжая осенью в Петербург, дети увозили рукописи и акварельные рисунки…
В Русском музее хранится серия этих произведений, их около 30 (чувствуя приближение смерти, сестры Омельченко подарили Русскому музею свою бесценную коллекцию).
– А какова судьба других работ матери Марии? У кого они находятся, удалось ли сохранить в эмиграции ее росписи, вышивки?
– Много работ матери Марии погибло, о чем свидетельствует ее мать Софья Борисовна Пиленко. В ее рассказе об устройстве храмов, как первого (на улице Виллы де Сакс), так и второго (на улице Лурмель), сквозит печаль, огорчение оттого, что многое было уничтожено. Вот ее слова:
“Работы матери Марии «кому-то» очень не нравились, и после ее ареста их старались уничтожить... Снята громадная вышивка (полотно-гобелен) – «Жизнь царя Давида», которая висела на правой стороне храма...” Этой же участи подверглось многое другое.
Слава Богу, замечательное полотно-гобелен спасено, оно бережно хранится и чтимо как настоящая святыня в одном из монастырей Англии.
– Кто вам помогает в организации петербургской выставки?
– Помощь в поисках и связях с коллекционерами мне оказывает Елена Дмитриевна Аржаковская-Клепинина. Ее вклад неоценим, и без нее, конечно, мне было бы очень трудно. Нам также помогает молодой специалист по творчеству матери Марии Татьяна Викторова.
– Почему вы решили заняться организацией столь трудного проекта?
– Может быть, это своеобразная эстафета, которую я приняла от моего свекра, покойного Игоря Александровича Кривошеина. Он был героем Сопротивления, соратником матери Марии по “Православному делу”, помогал ей в спасении евреев, военнопленных и просто обездоленных людей.
И вот совсем странно: однажды я проснулась с желанием написать изображение матери Марии. Получилась не икона, а именно изображение, построенное на символах ее пути: здесь и хлеб, и доброта, которую она несла людям, и дом для бедных, и ее стихи, и звезда Давида в огне… К сожалению, пока я не могу изобразить мать Марию в образе святой, но тем не менее я написала: “Мать Мария, моли Бога о нас…”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru