Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

С каждым годом мы все больше говорим об информатизации школы, но акценты этого разговора постепенно меняются. И это закономерно. Если раньше основными проблемами были компьютеризация школ, разработка программного обеспечения и элементарный компьютерный ликбез для учителей, то теперь наиболее важным кажется увязать новые технологии и учебную программу, превратить компьютер из дополнительного (и необязательного) технического средства в мощный инструмент, реально помогающий и учителю, и ученику. Но как это сделать? Ведь, оказывается, компьютер диктует школе свои законы! И он просто не найдет своего места на уроке, если следовать привычной логике учебного процесса, направленного лишь на заучивание и зубрежку. Компьютерные технологии рассчитаны на творческий подход как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Значит, информатизация должна изменить содержание образования? Да, но не сразу. Для этого нужно сперва научиться выбирать программы и пользоваться всеми их возможностями...
Овена КОРСУНОВА

Прежде чем покупать компакт-диск

Как сделать правильный выбор в море образовательных электронных ресурсов?

Специалисты отвечают на вопросы, которые наиболее часто задают учителя, начиная работать с ОЭР.

– Каким фирмам следует отдать предпочтение, покупая и заказывая ОЭР для школы?
– Сегодня среди российских фирм-издателей ОЭР наиболее известными считаются “Кирилл и Мефодий”, “1С”, “ФИЗИКОН”, “УНИАР”, “Компакт-бук”, “Мультимедиа технологии”, “МедиаХауз”. Некоторые учебные издательства: “Просвещение”, “Дрофа” – также с недавних пор занимаются распространением и созданием ОЭР. Но надо иметь в виду, что когда мы говорим о необходимости купить что-то для школы, рекомендовать все издания какой-то из перечисленных фирм нельзя, слишком разные по качеству бывают CD-ROM, да и правильнее было бы говорить об авторах и разработчиках программ, как это происходит с учебниками. Хороший учебник может издать и совсем маленькое малоизвестное издательство.
– Когда и как появились первые отечественные ОЭР на CD-дисках?
– Они были в некотором смысле побочной версией разработок, которые велись для иностранных заказчиков. (Например, “Лаборатория “Архимед” создавалась специалистами компании “УНИАР” по заказу Гавайского университета. А “ФИЗИКОН” до сих пор практически не имеет конкурентов в России по числу стран, где используются его программы.) У этой ситуации были и плюсы, и минусы. Плюс – сама возможность разработок в момент, когда Россия не могла их финансировать. Кроме того, поскольку иностранные заказчики предъявляли высокие требования к качеству ОЭР, те получались очень даже “сильными”. Минус – у авторов ОЭР возникла необходимость учитывать национальную специфику учебного материала. Допустим, формулировка закона Архимеда в российской традиции дается через понятие силы, а в американской – через потерю массы. Значит, используется различный ход рассуждений при решении задач. Или: у нас и за рубежом отличаются правила оформления документов в программе “Word”. Чтобы избежать ошибок, разработчикам приходилось не просто переводить материалы диска с одного языка на другой, а делать два варианта обучающего курса.
– Где я могу узнать об ОЭР, самых популярных среди учителей?
– Специально этой цели служит проект «Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы» (www.rating.fio.ru), где учителя через Интернет не только голосуют за тот или иной ОЭР, но и пишут эмоциональные комментарии к своему решению. Можно также обратиться к ежегодному обзору электронных ресурсов в журнале “Мир ПК”.
– Учитель может каким-то образом перестроить программу по собственные конкретные нужды?
– Это достаточно редкая возможность. Для этого в комплект поставки должен входить не только сам продукт, но и средства его разработки. Такой стратегии придерживается, например, фирма “УНИАР”.

Благодарим за помощь в подготовке материала Тамару Борисовну Малых (директор проекта “Общественный рейтинг образовательных ресурсов”, Федерация Интернет Образования), Николая Владимировича Никитина (директор, компания “УНИАР”), Светлану Михайловну Авдееву (директор образовательных программ, директор Московского центра Федерации Интернет Образования).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru