Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

С каждым годом мы все больше говорим об информатизации школы, но акценты этого разговора постепенно меняются. И это закономерно. Если раньше основными проблемами были компьютеризация школ, разработка программного обеспечения и элементарный компьютерный ликбез для учителей, то теперь наиболее важным кажется увязать новые технологии и учебную программу, превратить компьютер из дополнительного (и необязательного) технического средства в мощный инструмент, реально помогающий и учителю, и ученику. Но как это сделать? Ведь, оказывается, компьютер диктует школе свои законы! И он просто не найдет своего места на уроке, если следовать привычной логике учебного процесса, направленного лишь на заучивание и зубрежку. Компьютерные технологии рассчитаны на творческий подход как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Значит, информатизация должна изменить содержание образования? Да, но не сразу. Для этого нужно сперва научиться выбирать программы и пользоваться всеми их возможностями...
Овена КОРСУНОВА

Программы есть. Они работают. Но...

Почему школа использует возможности компьютерного обучения только на десять процентов?

За прошлый год более 39 000 российских школ получили комплекты из трех десятков учебных CD-дисков (бесплатно, по федеральной программе). Однако, по самым оптимистичным подсчетам, использовать полученные диски взялись едва ли 10% учителей. В чем причины? Как и за счет чего ситуация может измениться? За консультацией мы обратились в Федерацию Интернет Образования и в компанию по производству электронных ресурсов “УНИАР”.

Оказывается, большинство образовательных электронных ресурсов создавались в расчете на самостоятельную работу одного человека. Они годятся в первую очередь для тех, кто хочет подготовиться к сдаче выпускного экзамена или к поступлению в вуз, а вот для учителя оказываются не вполне удобными. Предположим, учитель нигде не находит указателя, сколько времени, точно или приблизительно, должна занять работа с каждым фрагментом учебного материала (просмотр видеоролика, чтение текста, выполнение тренировочного упражнения). Педагогу приходится самому с секундомером в руках просчитывать это время, что в четыре раза удлиняет подготовку к уроку. Другой пример: на диске, предназначенном для самообразования, нельзя перейти от одной части к другой, не выполнив все предыдущие задания. А если для урока нужен кусочек из середины электронного пособия?
Вторая проблема – образовательные электронные ресурсы (ОЭР) долгое время выпускались без методического сопровождения. Учителю невозможно было быстро сориентироваться в содержании, возможностях ресурса (на какой возраст рассчитан, на какие способы обучения) и в особенностях работы с ним. С 2002 года фирмы, получившие гранты на разработку ОЭР, обязаны формировать комплекты “диск + методическое сопровождение”. Появление первых таких комплектов можно ожидать к маю 2003 года.
Третья группа причин, по которым учитель не хочет использовать обучающие CD, связана с ошибками и недоработками в содержании и подаче учебного материала. Например, самоучитель “Microsoft Word 2000” предлагает не самые удобные способы выполнения отдельных операций при редактировании текста. В других ОЭР встречается несоответствие рисунка и подписи под ним, неудобный интерфейс (неудачное оформление электронной “страницы”) или не совсем чистый русский язык.
Что еще? Отсутствие дисков, которые позволят работать в локальной (школьной) сети. Иначе получается такое “заплечное” обучение: учитель сидит за единственным компьютером и дает объяснения, а ребята вглядываются в экран, стоя за его спиной. Хотя... сейчас сделана ставка на сетевые версии обучающих CD, а ведь в большинстве школ компьютеризация означает установку всего одного-двух компьютеров. Какая тут сеть?
Наконец, многие учителя-предметники неуверенно работают с компьютером. Скажем, слушатели курсов Федерации Интернет Образования неизменно предпочитают иметь дело с интернет-ресурсами, а не с дисками: открыл страницу в большой Сети, и читай, и путешествуй сколько угодно, только щелкай кнопкой мыши. Причины? Во-первых, профессиональное педагогическое образование пока не включает специальной подготовки по использованию ОЭР. Во-вторых, у учителей только начинает формироваться вкус к использованию компьютерных программ и мультимедиа на уроках, только складывается осознанная потребность в этом виде учебных средств.
Наверное, следует открыть как можно больше медиатек, ввести дипломное проектирование по ОЭР в педагогических вузах и колледжах. Эти вопросы уже начинают обсуждаться и решаться на государственном уровне. Надежды связаны и с деятельностью энтузиастов: все больше учителей- “волонтеров” берутся исследовать тонкости работы с ОЭР и представляют свои идеи специалистам (эту работу поддерживает Федерация Интернет Образования). Массовая общественная экспертиза – ключ к быстрому освоению и улучшению электронных ресурсов, которые сможет использовать общеобразовательная школа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru