Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР 
 

Анита НОВИЦКАЯ,
заместитель директора детского сада «Калинка»
Хельсинки

Приобретая, не потерять

Чаще всего, к сожалению, дети-иммигранты, вырастая, окончательно ассимилируются в среду проживания, и родная культура перестает для них быть ценностью.
Представления о собственной этнической принадлежности, как правило, происходят за пределами институтов образования, прежде всего в семье. Но и здесь возникает немало проблем...

Одним из самых больших заблуждений родителей и многих педагогов-профессионалов является уверенность, что у двуязычного ребенка язык обычно развивается медленнее и с большими трудностями. Это заблуждение дает право взрослым не обращать на ранних этапах развития достаточно внимания на затруднения, испытываемые детьми в языковом самовыражении. Профессиональным педагогам, воспитателям, родителям важно не ждать, как часто бывает, пока сформируется язык, а вместо этого предлагать поддержку ребенку в как можно более ранний период.
Выявляя проблемы ребенка, следовало бы особенно обращать внимание на то, как обсуждать положение совместно с семьей: будем ли мы говорить о проблеме, от которой хотим избавиться, или о личностном своеобразии ребенка, или о тех средствах, которыми можно поддерживать ребенка и семью? И совсем специфично: каким образом находить такие образцы деятельности, при помощи которых можно облегчить ребенку сосуществование с другими людьми и поддержать возможности семьи в области двуязычного воспитания?
Язык часто связан с культурной идентичностью, поэтому можно думать, что, поддерживая двуязычную семью в сохранении двух языков, мы поддерживаем также рост бикультурной идентичности ребенка. В связи с этим я хочу напомнить, что ребенку не обязательно говорить на обоих языках, чтобы понимать и проживать богатую жизнь в двуязычной среде. Этого можно достичь, даже совершенно не говоря на языке.
Для поддержания двуязычных и иноязычных семей следовало бы развивать такие способы работы, при которых усилия семьи можно было бы направить на реабилитацию ребенка без опасения со стороны родителей, что ребенок потеряет один из языков семьи. Родители, конечно, не могут быть единственными тренерами своего ребенка. Но прежде всего надо создать такие условия, чтобы у них была возможность растить детей, не испытывая вины ни за свое инородство, передаваемое по наследству, ни за лишение малыша национальных корней, богатства родной культуры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru