Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР 
 

Елена ЖУЛИНА,
учитель русского языка

Слова учить легко

В этом могут помочь самые привычные для детей предметы и действия

Перед нами опыт учительницы, работавшей с 8–10-летними детьми из Азербайджана, обучая их русскому языку сначала в индивидуальном режиме, а через несколько месяцев ребята уже смогли работать в обычном классе массовой школы.

Самое первое занятие было тщательно распланировано, но скоро стало понятно, что нужно идти за детьми, их интересами, вопросами. На уроках основное место занимала игра. Главным средством обучения, таким образом, стало тщательное и медленное объяснение правил игры. Все свои действия я комментировала, потом просила повторить не только действие, но и слова. Потихонечку накапливались у ребят глаголы в речи. Замечательный способ расширить запас существительных – игра в «Съедобное – несъедобное». Можно и подвигаться, и мячик покидать, и слова выучить без скуки.
Трудно запомнить названия частей тела – руки, ноги, голова. Сыграем в «Товарища командира». Помните, во дворе кто-то командует: «Правую руку поднять, левую ногу согнуть» – а ребята кричат: «Есть, товарищ командир!» И стараются не запутаться в приказаниях. Командир же постепенно увеличивает скорость команд.
Игра «Да и нет не говорите, черное с белым не берите. Вы поедете на бал?» помогает освоить синонимы русского языка.
Много времени я отвожу для рисования и лепки. Это очень важно для речевого развития. И вот, рисуя и обсуждая нарисованное, легко выучить цвета, разные оценочные прилагательные, а заодно пространственные предлоги, наречия и словосочетания: «в левом нижнем углу», «под кустом» и т.п. При работе с пластилином, если проговаривать и комментировать каждый шаг, можно освоить самые разные лексические пласты.
Конечно, часть занятия отводится для более спокойной работы. Например, игра с парными карточками. С одной стороны, азарт. С другой – необходимость читать (коротенькие слова), разбираться с грамматикой. Что это за парные карточки? Например, нужно освоить категорию рода и согласование прилагательных и существительных русского языка. Иностранцу разобраться в этом почти нереально. Почему солнце среднего рода, лес – мужского, а река – женского? А уж нужную форму прилагательного подобрать и не мечтайте. Тогда берутся бумажные прямоугольнички, на них пишутся словосочетания: «солнце красное», «лес зеленый», «речка чистая». Прямоугольники разрезаются пополам так, что существительное теряет свое определение. Теперь все бумажки выкладываются на столе надписями вниз. Первый игрок берет себе карточку, читает: «Солнце». Теперь ему надо найти подходящее определение. Кто соберет за игру больше пар, тот и выиграл. А можно делать комплект существительное + глагол в прошедшем времени.
Постепенно на уроках мы стали открывать книги. Сначала только разглядывали и называли картинки, потом загадывали друг другу загадки. Найти сову или ведро на рисунке. Можно наоборот: как называется это дерево, животное, что это такое.
Через несколько недель ребята уже неплохо разговаривали, много понимали, гораздо лучше своей мамы, кстати, даже читали чуть-чуть.
С сентября они занимаются в классе вместе с ровесниками. Конечно, не все у них получается, не все им понятно. После уроков они нередко прибегают ко мне с вопросами. Но я стараюсь не давать им отдельных заданий. Пусть работают со всеми, пусть общаются, чувствуют себя наравне с другими.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru