Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Проект реструктуризации городских школ в отличие от реструктуризации сельских не записан отдельной строкой в Концепции модернизации образования. Он возник в ответ на стихийные процессы, которые начали происходить на отдельных территориях. Например, директор школы вдруг решает разместить учеников 1–3 классов в одном учебном здании, а подростков – непременно в другом. Или открывается учебное заведение с загадочным названием “реальное училище”. Такого ни в одной типологии не сыщешь. Правда, эти “эксперименты” не всегда выживают – не та законодательная база, не того от школы ждут чиновники. Но если уже сейчас не начать исследовать подобные случаи, успешные и не очень, то кого потом винить в том, что управленцы от образования будут наступать на одни и те же грабли, пытаясь решить проблему эффективного финансирования и работы городских общеобразовательных школ? Примерно такие рассуждения привели специалистов Национального фонда подготовки кадров к идее организовать исследование по вопросам реструктуризации городских систем образования. В эту работу включились пилотные регионы проекта “Поддержка модернизации образования”, который финансируется Всемирным банком. Их цель состоит в разработке и апробации некоторых моделей реструктуризации с учетом местной специфики.

Сергей БОГДАНОВ
станица Лабинская, Краснодарский край

Реальное училище, которое выпало из канцелярской реальности

Эта история случилась несколько лет назад. Но не повторится ли она снова?

Модернизация школы скорее всего приведет к появлению новых типов образовательных учреждений. Но не постигнет ли некоторые из них та же судьба, что выпала учебным заведениям, не вписавшимся в официальную типологию – в перечень наименований, составленный правительством.

В 1992 году после принятия Закона “Об образовании” при администрации города Лабинска организовалась инновационно-методическая лаборатория. Методисты, психологи, учителя, директора школ разработали программу развития муниципальной системы образования. Были созданы концепции экономического лицея, школы-гимназии, эколого-эстетической школы, реального училища. Эти учебные заведения вскоре открылись. Спустя два года эколого-эстетическая школа постепенно реформировалась в обычную общеобразовательную. Немного дольше функционировали лицей и гимназия. А вот реальному училищу пришлось жить дольше – аж десять лет...
В городе были проведены опросы учащихся 9–11 классов и их родителей. Большинство одобрило идею учебного заведения, в котором совмещались бы профессиональная подготовка и курс общего среднего образования.
В апреле 1993 г. в городском управлении образования приняли решение организовать реальное училище после окончания третьей четверти. В нем начали работать три класса – 8, 9 и 10-й. В них поступили учащиеся из разных школ города. Выпускники реального училища вместе с аттестатом о среднем образовании получали свидетельство о присвоении одной-двух рабочих специальностей. Кроме того, в реальном училище на договорной основе были созданы профильные классы, ориентированные на конкретные высшие и средние профессиональные заведения. Ежегодно только на дневном отделении обучалось более двухсот старшеклассников. В двух профтехучилищах наблюдался недобор учащихся, а в реальном училище в десятый класс на дневное отделение принимали далеко не каждого. За десять лет в реальном училище сформировался творческий коллектив учителей, мастеров производственного обучения, технического и обслуживающего персонала. Были созданы программы интегративных курсов общего среднего и начального профессионального образования, организована общественно значимая система подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности. Педагогический коллектив училища принимал участие в конкурсах инновационных проектов, реалисты успешно участвовали в городских творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, в краеведческой и туристической работе.
После того как правительством был принят перечень названий общеобразовательных учреждений, реальное училище оказалось в правовом тупике. Сохранить существующее название – его нет в принятых нормативных документах. Назваться общеобразовательной школой? Но как тогда быть с программами начального профессионального образования? Принять статус УПК? Придется закрыть дневное отделение. А тут еще вечерняя школа как структурное подразделение реального училища...
Попутно возникли проблемы при выходе учителей на пенсию по выслуге лет. Появились сложности с аттестацией образовательного учреждения. Наконец правовые вопросы были согласованы с юристами, работниками пенсионного фонда, учредителем, и реальное училище реорганизовали в муниципальный центр образования г. Лабинска. Через год – вновь реорганизация. Центр образования ликвидирован, из него выделены вечерняя школа и межшкольный учебный комбинат как самостоятельные юридические лица. Летом 2002 года уже несуществующее реальное училище выпустило своих последних одиннадцатиклассников.
Жизнь реального училища оказалась недолгой. И не потому, что в него не шли ученики, не торопились педагоги. Оно родилось с недозволенным именем.
Я попытался описать все эти перипетии не случайно. Только в Лабинском районе примерно такая же история у трех реальных училищ: Лабинского, Вознесенского и Каладжинского. Думаю, муниципальных учебных заведений, реализующих образовательные программы разных видов и уровней, в России предостаточно. Не исключено, что при очередной реструктуризации некоторые из них, где организована начальная профессиональная подготовка старшеклассников, назовут “неправильными” и реорганизуют. Неужели так сложно принять пакет нормативных документов, обеспечивающих деятельность образовательных учреждений, реализующих программы самых разных видов и уровней?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru