КРУГ ВОПРОСОВ ОФИЦИАЛЬНАЯ
СТАТИСТИКА:
По данным за январь 2002 года в России состоят на
учете 776 000 детей-сирот, из которых 347 473 находятся
под опекой, 5203 – в приемных семьях, 154 214
усыновлены (удочерены), 183 000 проживают в
интернатах и 86 000 обучаются в учреждениях
профессионального образования.
В поисках семьи
Главная проблема в устройстве
детей-сирот кажется почти нелепой: нехватка
информации для тех, кто желает взять ребенка на
попечение, отсутствие четких законов и
финансовых льгот. Но почему же ее решение
растянулось на долгие годы?
Если в начале 90-х детей-сирот старались
определить в интернатные учреждения, то в
последние годы перед органами опеки и
попечительства поставлена другая задача – найти
для каждого ребенка семью.
Однако в семьи удается устроить в лучшем случае
половину детей.
Что же мешает эффективной работе в этом
направлении, иными словами, 100-процентному
семейному устройству сирот? Этот вопрос
обсуждался на очередной коллегии Министерства
образования.
По мнению начальника Управления
социально-педагогической поддержки и
реабилитации детей Министерства образования
Галины Тростанецкой, корень многих бед – в
острой нехватке кадров, которая, в свою очередь,
является следствием недофинансирования.
Охрана прав детей-сирот в большинстве регионов
возложена на муниципальные органы управления
образованием, в остальных случаях – на отделы
опеки и попечительства, которые создаются при
органах местного самоуправления.
Статистика красноречива: из 3209 органов местного
самоуправления (их общее число по стране
составляет примерно 12 тысяч) только 32% имеют в
штате более одного специалиста по охране прав
детей, 51% ограничиваются одним специалистом, а 17%
вообще не имеют в штате таких сотрудников. Вместе
с тем круг их обязанностей, не говоря уже о
степени ответственности, чрезвычайно широк:
выявление и учет детей-сирот, выбор формы их
устройства и последующий контроль за условиями
их содержания и воспитания, поиск и подбор
кандидатов в усыновители, опекунов, приемных и
патронатных родителей, участие в судебных
слушаниях и другие вопросы.
В регионах также не хватает операторов,
отвечающих за учет детей, подлежащих семейному
устройству, и кандидатов в усыновители. Согласно
Закону “О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей”, принятому
в апреле 2001 года, эти сведения должны регулярно
собираться и обновляться в каждом регионе и
затем периодически пересылаться в Министерство
образования для пополнения федеральной базы
данных.
На практике закон выполняется не везде и не в
полной мере. Например, в Республике Ингушетии, в
Агинском-Бурятском, Корякском, Усть-Ордынском
Бурятском и Эвенкийском автономных округах к
этой работе еще даже не приступали. В ряде
субъектов Федерации в последние два-три года не
отправляли указанные сведения в Москву... по
причине отсутствия электронной почты.
Информационный голод
В течение 2001 года российскими
гражданами были усыновлены 7410 сирот. Наиболее же
распространенной формой устройства в семью
является опека (попечительство): в 2001 году почти 70
тысяч сирот, или 49% от общего числа выявленных
детей данной категории, были переданы в семьи
своих близких и дальних родственников.
Стоит заметить, что кандидаты в усыновители
зачастую не осведомлены не только о наличии
“свободных” сирот, но и об условиях и льготах
различных форм семейного устройства.
Правда, картина не везде одинаковая. В некоторых
регионах, например во Владимирской области,
ведется всесторонняя работа в этом направлении
(в том числе через СМИ и общественные
организации), поэтому очереди на усыновление, как
в других субъектах Федерации, нет.
Главная причина трудностей с усыновлением –
ухудшение социально-экономического положения
граждан. Семейный кодекс, действующий с 1996 года,
содержит жесткие нормативы по жилплощади и
доходам усыновителей.
Альтернатива есть, но...
Если дети в соответствии со своим
правовым статусом или по состоянию здоровья не
могут быть переданы на усыновление (удочерение)
или под опеку, их помещают в приемные или в
патронатные семьи.
Приемные родители помимо зарплаты получают
определенные льготы и компенсации,
установленные законодательством каждого
региона, патронатные воспитатели – зарплату и
денежные суммы на содержание детей, за которые
они обязаны регулярно отчитываться. Приемные
родители могут взять на воспитание не одного, а
нескольких детей, что дает возможность не
отрывать друг от друга братьев и сестер. На
сегодняшний день в России образовано 2440 приемных
семей, в которых воспитывается пять тысяч детей.
В отличие от приемных патронатные родители не
являются законными представителями ребенка –
свои полномочия они делят с органами опеки и
попечительства и с родителями, если те не лишены
родительских прав, но испытывают большие
трудности в воспитании детей, например, по
состоянию здоровья или из-за возраста. Между
всеми сторонами заключается договор, согласно
которому ребенок передается в патронатную семью
на самые разные сроки: от одного дня до полугода и
от полугода до нескольких лет, вплоть до его
совершеннолетия. Патронатные родители проходят
строгий отбор и подготовку, в любое время они
могут обратиться в специальные службы за
консультацией по вопросам воспитания ребенка.
Эта гибкая форма позволяет сохранить связь с
кровной семьей ребенка и постоянно
контролировать ситуацию в ней, и если эта
ситуация безнадежна – передать ребенка в
патронатную семью на длительный срок или на
усыновление.
Собственно, патронатная семья и рассматривается
специалистами как подготовительный этап к
усыновлению, в процессе которого потенциальным
родителям дается возможность взвесить все “за”
и “против” этого ответственного поступка, чтобы
искоренить такое явление, как отказ от
усыновления.
Кроме того, данная модель семейного устройства
имеет несомненные экономические преимущества,
так как стоимость жизни ребенка в патронатной
семье, как показывает зарубежный опыт, обходится
государству примерно в 10 раз дешевле, чем
содержание ребенка в учреждении (в основном за
счет капитальных расходов).
Проблема в том, что далеко не везде находятся
деньги на выплаты патронатным, равно как и
приемным и опекунским семьям, на создание
центров психолого-медико-педагогического
сопровождения таких семей, что препятствует их
созданию и эффективному развитию.
Решения приняты. Что дальше?
В каждом регионе – свои финансовые
возможности и своя часто несовершенная и
неполная нормативно-правовая база по вопросам
семейного устройства детей. На коллегии было
решено проанализировать и обобщить опыт
субъектов Федерации в этой сфере и издать
аннотированный сборник законодательных актов.
Также было сказано о необходимости закрепить
статус патронатной семьи федеральным законом.
Министерству образования поручено разработать
штатное расписание региональных подразделений,
отвечающих за формирование государственного
банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей. Необходимо также, по общему мнению,
усилить профилактическую работу с
неблагополучными семьями.
…Вряд ли будет преувеличением сказать, что любая
российская семья независимо от того,
воспитываются в ней приемные или родные дети,
нуждается в государственной поддержке. И до тех
пор, пока каждая семья не получит помощи со
стороны властей, число детей, осиротевших при
живых родителях, будет расти.
И никаких кадров, никаких денег на их
обустройство не хватит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|