Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КРУГ ВОПРОСОВ 
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА:
По данным за январь 2002 года в России состоят на учете 776 000 детей-сирот, из которых 347 473 находятся под опекой, 5203 – в приемных семьях, 154 214 усыновлены (удочерены), 183 000 проживают в интернатах и 86 000 обучаются в учреждениях профессионального образования.
Ольга ДАШКОВСКАЯ

В поисках семьи

Главная проблема в устройстве детей-сирот кажется почти нелепой: нехватка информации для тех, кто желает взять ребенка на попечение, отсутствие четких законов и финансовых льгот. Но почему же ее решение растянулось на долгие годы?

Если в начале 90-х детей-сирот старались определить в интернатные учреждения, то в последние годы перед органами опеки и попечительства поставлена другая задача – найти для каждого ребенка семью.
Однако в семьи удается устроить в лучшем случае половину детей.
Что же мешает эффективной работе в этом направлении, иными словами, 100-процентному семейному устройству сирот? Этот вопрос обсуждался на очередной коллегии Министерства образования.

По мнению начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Галины Тростанецкой, корень многих бед – в острой нехватке кадров, которая, в свою очередь, является следствием недофинансирования.
Охрана прав детей-сирот в большинстве регионов возложена на муниципальные органы управления образованием, в остальных случаях – на отделы опеки и попечительства, которые создаются при органах местного самоуправления.
Статистика красноречива: из 3209 органов местного самоуправления (их общее число по стране составляет примерно 12 тысяч) только 32% имеют в штате более одного специалиста по охране прав детей, 51% ограничиваются одним специалистом, а 17% вообще не имеют в штате таких сотрудников. Вместе с тем круг их обязанностей, не говоря уже о степени ответственности, чрезвычайно широк: выявление и учет детей-сирот, выбор формы их устройства и последующий контроль за условиями их содержания и воспитания, поиск и подбор кандидатов в усыновители, опекунов, приемных и патронатных родителей, участие в судебных слушаниях и другие вопросы.
В регионах также не хватает операторов, отвечающих за учет детей, подлежащих семейному устройству, и кандидатов в усыновители. Согласно Закону “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, принятому в апреле 2001 года, эти сведения должны регулярно собираться и обновляться в каждом регионе и затем периодически пересылаться в Министерство образования для пополнения федеральной базы данных.
На практике закон выполняется не везде и не в полной мере. Например, в Республике Ингушетии, в Агинском-Бурятском, Корякском, Усть-Ордынском Бурятском и Эвенкийском автономных округах к этой работе еще даже не приступали. В ряде субъектов Федерации в последние два-три года не отправляли указанные сведения в Москву... по причине отсутствия электронной почты.

Информационный голод

В течение 2001 года российскими гражданами были усыновлены 7410 сирот. Наиболее же распространенной формой устройства в семью является опека (попечительство): в 2001 году почти 70 тысяч сирот, или 49% от общего числа выявленных детей данной категории, были переданы в семьи своих близких и дальних родственников.
Стоит заметить, что кандидаты в усыновители зачастую не осведомлены не только о наличии “свободных” сирот, но и об условиях и льготах различных форм семейного устройства.
Правда, картина не везде одинаковая. В некоторых регионах, например во Владимирской области, ведется всесторонняя работа в этом направлении (в том числе через СМИ и общественные организации), поэтому очереди на усыновление, как в других субъектах Федерации, нет.
Главная причина трудностей с усыновлением – ухудшение социально-экономического положения граждан. Семейный кодекс, действующий с 1996 года, содержит жесткие нормативы по жилплощади и доходам усыновителей.

Альтернатива есть, но...

Если дети в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение) или под опеку, их помещают в приемные или в патронатные семьи.
Приемные родители помимо зарплаты получают определенные льготы и компенсации, установленные законодательством каждого региона, патронатные воспитатели – зарплату и денежные суммы на содержание детей, за которые они обязаны регулярно отчитываться. Приемные родители могут взять на воспитание не одного, а нескольких детей, что дает возможность не отрывать друг от друга братьев и сестер. На сегодняшний день в России образовано 2440 приемных семей, в которых воспитывается пять тысяч детей.
В отличие от приемных патронатные родители не являются законными представителями ребенка – свои полномочия они делят с органами опеки и попечительства и с родителями, если те не лишены родительских прав, но испытывают большие трудности в воспитании детей, например, по состоянию здоровья или из-за возраста. Между всеми сторонами заключается договор, согласно которому ребенок передается в патронатную семью на самые разные сроки: от одного дня до полугода и от полугода до нескольких лет, вплоть до его совершеннолетия. Патронатные родители проходят строгий отбор и подготовку, в любое время они могут обратиться в специальные службы за консультацией по вопросам воспитания ребенка.
Эта гибкая форма позволяет сохранить связь с кровной семьей ребенка и постоянно контролировать ситуацию в ней, и если эта ситуация безнадежна – передать ребенка в патронатную семью на длительный срок или на усыновление.
Собственно, патронатная семья и рассматривается специалистами как подготовительный этап к усыновлению, в процессе которого потенциальным родителям дается возможность взвесить все “за” и “против” этого ответственного поступка, чтобы искоренить такое явление, как отказ от усыновления.
Кроме того, данная модель семейного устройства имеет несомненные экономические преимущества, так как стоимость жизни ребенка в патронатной семье, как показывает зарубежный опыт, обходится государству примерно в 10 раз дешевле, чем содержание ребенка в учреждении (в основном за счет капитальных расходов).
Проблема в том, что далеко не везде находятся деньги на выплаты патронатным, равно как и приемным и опекунским семьям, на создание центров психолого-медико-педагогического сопровождения таких семей, что препятствует их созданию и эффективному развитию.

Решения приняты. Что дальше?

В каждом регионе – свои финансовые возможности и своя часто несовершенная и неполная нормативно-правовая база по вопросам семейного устройства детей. На коллегии было решено проанализировать и обобщить опыт субъектов Федерации в этой сфере и издать аннотированный сборник законодательных актов. Также было сказано о необходимости закрепить статус патронатной семьи федеральным законом.
Министерству образования поручено разработать штатное расписание региональных подразделений, отвечающих за формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Необходимо также, по общему мнению, усилить профилактическую работу с неблагополучными семьями.

…Вряд ли будет преувеличением сказать, что любая российская семья независимо от того, воспитываются в ней приемные или родные дети, нуждается в государственной поддержке. И до тех пор, пока каждая семья не получит помощи со стороны властей, число детей, осиротевших при живых родителях, будет расти.
И никаких кадров, никаких денег на их обустройство не хватит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru