ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Мойка
Мойка – река известная. Один из символов
Санкт-Петербурга. Как Невский проспект,
Васильевский остров и Зимний дворец.
Мойка – одна из красивейших российских рек.
Гулять по ее набережным – удовольствие
бесспорное. Чего стоят одни лишь мостики,
перекинутые через эту реку, – Инженерный,
Фонарный, Конюшенный. И четыре “цветных” –
Желтый, Красный, Синий и Зеленый. Правда, Желтый
затем поменял свое название на Певческий.
Мойка – река старая. Ее берега стали обстраивать
еще в самом начале возведения новой столицы.
Первое время именно по ней была проведена
официальная южная граница города. Это при том,
что Мойка поначалу не была сквозной протокой
между Фонтанкой и Большой Невой. Она вытекала из
хлипкого торфяного болота, в те времена
находившегося там, где ныне радует наши глаза
Михайловский сад. Только в 1711 году ее продлили до
Фонтанки с целью осушить то самое болото.
Эксперимент увенчался успехом.
А называлась Мойка поначалу по-другому – Мья, что
переводится с финского примерно как “мутная”,
“слякотная” (спасибо болоту). Лишь после того,
когда река очистилась, ее назвали Мойкой – по
созвучию с той самой Мьей, а вовсе не из-за того,
что здесь особо часто кто-то мылся.
И вместе с этим история Мойки весьма своеобразна.
В отличие от большинства улиц и набережных
города
Санкт-Петербурга здесь нам не встретятся ни
блистательные царедворцы, ни проказливые
чиновники, ни бедняки в обтрепанных одеждах.
История Мойки, с одной стороны, история роскошных
праздников, пышных гуляний и невинных игрищ с
участием императрицы и высшего света. С другой же
– история громких убийств, покушений, невиданной
и беспр/едельной жестокости.
Здесь было совершено несколько знаменитых
исторических смертоубийств – Григория
Распутина, императора Павла, Моисея Урицкого.
Здесь умер Пушкин. Именно здесь на примыкающей к
реке Дворцовой площади в известное Кровавое
воскресенье было расстреляно множество мирных,
наивных людей. Да и Зимний штурмовался там же.
Это не говоря о неудавшихся терактах.
Тем не менее сегодня Мойка – речка мирная.
Мостики ее очаровательны, дома величественны, а
ограды ажурны. Но будьте начеку. Здесь может
повстречаться не прикрытый крышечкой
канализационный люк.
Книги
Виктор Бузинов Дворцовая площадь.
Неформальный путеводитель
СПб.: “Остров”, 2001
“Вообще сам приход к власти
Александра I связывался в народе с актами великой
справедливости, которые тотчас же и должны
последовать. Чего только стоит, например,
история, связанная с некой генеральской женой
Агафоклеей Александровной Полторацкой. Молва о
ее властолюбии и жестокости давно уже вышла за
пределы Тверской губернии, где были богатые
владения Полторацких, и добралась до Петербурга,
где генеральша имела свой дом.
Так вот, при воцарении Александра I по городу
прошел слух, что государь, прослышав о
злодействах Полторачихи, велел наказать ее
публично на Дворцовой. Сама генеральша сидела в
это время у открытого окна в своем доме и, видя
толпы бегущего к площади народа, спросила: “Куда,
православные, бежите?” Ей отвечали: “На площадь,
смотреть, как Полторачиху будут сечь”. И она
кричала им вслед со смехом: “Бегите, бегите
скорей!..”
И ведь бежали. Верили в справедливость нового
царя”.
Книга вышла в серии “Петербургские этюды”,
которой вообще свойственен личный подход автора
и неожиданный, яркий подбор фактов. Так что
подзаголовок “Неформальный путеводитель”
уместен вполне.
Михайловский замок
СПб.: “Белое и черное”, 2001
“День кондуктора начинался всегда
рано. Барабанный бой, звук сигнального рожка или
громкий голос дежурного по роте: “Вставайте,
господа, вставайте”, – заставляли кондукторов
вскакивать с постели в пять-шесть часов утра,
стремительно нестись в умывальную комнату, чтобы
своевременно успеть привести себя в должный вид
и приготовиться к утреннему осмотру.
Подкрепившись чаем с булкой, воспитанники
направлялись в классы. Лекции начинались в
семь-восемь часов утра, опоздание, отсутствие или
плохое поведение грозило серьезными
неприятностями, особенно в николаевское время.
Могли посадить под арест, на хлеб и воду, или
отправить на несколько суток в крепость, в
инженерную команду”.
“Михайловский замок” – сборник статей,
посвященный прошлому этой известной
петербургской достопримечательности. Притом
рассматривается не только лишь эпоха Павла
Первого, но и позднейшая – когда здесь
находилось Инженерное училище.
Мнения
“Слева стоял Зимний дворец с черными
сторожевыми статуями на кровле. Он (Пушкин. – А.М.)
шел Мойкою, окруженный стенами, словно это было
продолжение коридора в Демутовой гостинице;
однажды вышел он на Царицын Луг. Царицын Луг был
пустынею. Впервые он увидел и понял, не подумав,
что города построены на пустом месте и окружены
пустынями. Голова у него закружилась. Впереди, за
однообразным полем, была Нева, обложенная камнем,
медленная и тоже пустынная. Все было однообразно,
стройно и пустынно в этом городе.
Забор из чугунных кольев окружал Летний сад.
Зелень была влажная: Нева, невидимая из-за
деревьев, здесь присутствовала. Статуи стояли.
Гуляли дети, нимало его не занимавшие. Он выходил
к Лебяжьему мосту. В канаве, выгибая шеи, плавали
еще два лебедя, старые и грязные. Пустынный замок,
похожий на неприступную крепость, стоял на
острове, со всех сторон окруженный каналом;
признаков жизни в нем не было. Он узнал от
гуляющего старика, что это Михайловский замок, в
котором жил и скончался десять лет назад
император Павел. Он знал, что император был убит.
По рассказам отца, император встретил
Александра, когда он был еще младенцем, и
разбранил”.
Юрий Тынянов, писатель, о начале XIX века
“Сыроватая ночь, на Мойке против
Новой Голландии вытянул за руку (вместе с
каким-то молодым человеком) молодого матроса,
который повис на парапете, собираясь топиться.
Охал, потерял фуражку… Во всяком случае, это мне
чуть-чуть помогло”.
Александр Блок, поэт, 1912 год
“Толпа валила валом к Исаакиевской
площади, разливалась по ней, лезла через решетку
сквера. Все окна, и крыши, и гранитные ступени
Исаакия были полны народом. И все эти десятки
тысяч людей глядели туда, где из верхних окон
матово-красного тяжелого здания германского
посольства вылетали клубы дыма. За разбитыми
стеклами перебегали люди, швыряли в толпу пачки
бумаг, и они, разлетаясь, медленно падали. С
каждым клубом дыма, с каждой новой вещью,
выброшенной из окон, – по толпе проходил рев. Но
вот на фронтоне дома, где два бронзовых великана
держали под уздцы коней, появились те же
хлопотливые человечки. Толпа затихла, и
послышались металлические удары молотков.
Правый из великанов качнулся и рухнул на тротуар.
Толпа завыла, кинулась к нему, началась давка,
бежали отовсюду. “В Мойку их! В Мойку окаянных!”
Повалилась и вторая статуя, Антошку Арнольдова
схватила за плечо полная дама в пенсне и кричала
ему: “Всех их перетопим, молодой человек!” Толпа
двинулась к Мойке. Послышались пожарные рожки, и
вдалеке засверкали медные шлемы. Из-за углов
выдвинулась конная полиция”.
Алексей Толстой, писатель, о начале Первой
мировой войны
Летопись
1704 – начались работы по
устройству Летнего сада.
1711 – прорыт канал, соединивший Мойку с
Фонтанкой.
1798 – начато строительство гранитных
набережных.
1810 – завершено строительство гранитных
набережных.
1828 – в Демутовом трактире (дом № 40)
Александр Сергеевич Пушкин написал поэму
“Полтава”.
1837 – в доме № 12 скончался Александр
Сергеевич Пушкин.
1848 – в доме № 8 арестован
М.Е.Салтыков-Щедрин.
1855 – в Летнем саду открыт памятник
баснописцу Крылову.
1858 – окончено строительство
Исаакиевского собора.
1866 – покушение на императора
Александра Второго в Летнем саду.
1868 – во дворе Воспитательного дома
открыт памятник его основателю И.И.Бецкому.
1881 – жертвой террористического акта
пал император Александр II.
1907 – освящен храм Воскресения Христова
(Спас на Крови).
1916 – в Юсуповском дворце был убит
любимец царского семейства Григорий Распутин.
1919 – создан мемориал на Марсовом поле.
1925 – в доме № 12 открыт музей Пушкина.
1971 – на набережной Мойки установлен
столбик с уровнями, до которых поднималась вода
во время петербургских наводнений.
Музеи
Музей-квартира А.С.Пушкина
Набережная реки Мойки, 12
Музей-квартира Пушкина входил в десятку
популярнейших музеев города – наравне с
Эрмитажем, Кунсткамерой и Русским музеем. Здесь
постоянно толпятся туристы – по преимуществу
иностранцы и дети. Впрочем, “толпятся” не совсем
точное слово. Это один из наиболее
организованных (если не сказать что
заорганизованных) музеев со строгими и
неулыбчивыми сотрудницами, осмотрами по сеансам
(только в присутствии экскурсовода) и, конечно, с
обязательными тапочками.
Это место сделалось мемориальным сразу после
смерти знаменитого поэта. Одна из современниц
вспоминала: “Множество людей всех возрастов и
всякого звания беспрерывно теснились пестрою
толпой вокруг его гроба. Женщины, старики, дети,
ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в
лохмотьях, приходили поклониться праху любимого
народного поэта”.
В паломничестве принимали участие самые разные
люди. Делалось это спонтанно, что называется, от
всего сердца. Федор Михайлович Достоевский писал
в дневнике: “Тогда, всего два месяца перед тем
скончался Пушкин, и мы дорогой сговаривались с
братом, приехав в Петербург, тотчас же…
пробраться в бывшую квартиру Пушкиных”.
Дом на Мойке сразу же стал называться “Домом
Пушкина”, а в 1880 году (одновременно с открытием
московского памятника поэту) здесь была
установлена мемориальная доска: “В этом доме 29
января 1837 года скончался Александр Сергеевич
Пушкин”.
Само
же здание тем временем использовалось для сдачи
квартир внаем.
К 1925 году, к моменту создания музея, дом был
сильно перепланирован и квартиры, в которой
окончилась жизнь Александра Сергеевича, строго
говоря, уже не существовало. Для того чтобы
музей-квартира сделалась реальностью, пришлось
проводить частичную обратную перепланировку.
Открытие было приурочено к 10 февраля, к 88-летию со
дня смерти поэта (уже по новому стилю,
естественно). Церемония была обставлена
мистически – ровно без пятнадцати три, минута в
минуту с последним вздохом Пушкина, грянул
“Реквием” Моцарта в исполнении хора
Ленинградской академической капеллы.
С этого момента в нашем государстве стало одним
мемориальным музеем больше.
КСТАТИ, в пушкинские времена адрес дома выглядел
следующим образом: “На Мойке, близ Конюшенного
мосту в доме княгини Волконской”.
Музей печати
Санкт-Петербурга
Набережная реки Мойки, 32
Музей печати – полная
противоположность музею-квартире Пушкина. Если
тот – истинная мекка для туристов и учеников, то
этот – тихий, неприметный уголок, занимающий,
однако же, существенное место в истории и
культуре города Санкт-Петербурга.
Попасть в этот музей довольно сложно. По номеру,
данному в телефонных справочниках, может никто
не подойти. На звонок, находящийся рядом со
входом в подъезд, опять же никто не ответит. Нужно
проявлять настойчивость. В подъезде, где
находится музей, имеются другие обитатели.
Кто-нибудь либо войдет, либо выйдет – и вы
попадете на лестницу. И уже поднявшись на этаж,
следует барабанить в дверь – тогда-то вам
откроет пожилая и интеллигентная
смотрительница. Очень вам обрадуется, все
расскажет, а денег ни копейки не возьмет. И
тапочки навязывать не станет.
Этот
музей – из семейства переделанных. В советское
время он звался иначе – «В.И.Ленин и газета
“Правда”». Главной темой было то, что здесь с
весны по лето 1917 года находилась редакция газеты
“Правда”, которую в то время возглавлял сам
Ленин. Отпечатано было всего лишь 99 номеров
газеты, но партийных идеологов этот факт не
смущал.
Настала новая эпоха. В новом, демократическом
Петербурге такой музей был бы не слишком кстати.
Тут-то и вспомнили о том, что здесь еще до
“Правды” издавался “Сельский вестник”. Музей
получил новое название, а экспозицию сильно
менять не пришлось. Кабинет редактора оставили
как был, другие комнаты стилизовали под типичное
столичное жилье начала прошлого столетия, а
самый интересный зал – огромное и светлое
помещение типографии – естественно, сохранили.
Именно он и делает Музей печати уникальным.
Больше практически нигде турист не может
очутиться в атмосфере светлого
производственного цеха с подлинными
типографскими машинами 1910-х годов.
КСТАТИ, сам дом был построен на рубеже XIX–XX
столетий.
ИНТЕРНЕТ
http://www.rusmuseum.ru/old-version/r_str.html
“Строгановский дворец в городе на Неве
– один из выдающихся памятников европейской
архитектуры. Его фасады – шедевр русского
барокко, а интерьеры, принадлежащие к разным
периодам и стилям, представляют собой
энциклопедию петербургской архитектуры XVIII–XIX
веков. Много различный событий произошло в
истории старинного здания, но несколько дат
являются наиболее важными.
C 1742 года участок земли на пересечении Невского
проспекта и реки Мойки принадлежал барону Сергею
Строганову. С тех пор несколько русских и
иностранных мастеров один за другим работали над
строительством дома. Среди них – гениальный
Франческо Растрелли, который создал фасады и
план, и Андрей Воронихин, автор Казанского
собора, создавший большинство сохранившихся
интерьеров дворца. Финальная точка в
восхитительной картине была создана Петром
Садовниковым, который почти завершил
формирование дворца в 1842 году. Ровно полтора века
спустя в 1992 году наследницей славы знаменитого
рода баронессой Элен де Людингхаузен был основан
Международный Строгановский фонд и начались
планомерные реставрационные работы. Они стали
необходимы после того, как... 60 лет дом
использовался для размещения различных
учреждений, чье пребывание нанесло серьезный
урон художественным интерьерам и всей
инфраструктуре шедевра архитектуры…
Сейчас это место проведения временных выставок,
а в будущем, после завершения реставрации,
Строгановский дворец представит экспозицию,
посвященную русским коллекционерам XVIII–XIX
веков”.
Естественно, что сайта реки Мойки нет. Зато
отдельные объекты, находящиеся на ее набережных,
нашли в Интернете свое отражение. Хотя бы на
процитированном нами музейном сайте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|