Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Мойка

Мойка – река известная. Один из символов Санкт-Петербурга. Как Невский проспект, Васильевский остров и Зимний дворец.
Мойка – одна из красивейших российских рек. Гулять по ее набережным – удовольствие бесспорное. Чего стоят одни лишь мостики, перекинутые через эту реку, – Инженерный, Фонарный, Конюшенный. И четыре “цветных” – Желтый, Красный, Синий и Зеленый. Правда, Желтый затем поменял свое название на Певческий.
Мойка – река старая. Ее берега стали обстраивать еще в самом начале возведения новой столицы. Первое время именно по ней была проведена официальная южная граница города. Это при том, что Мойка поначалу не была сквозной протокой между Фонтанкой и Большой Невой. Она вытекала из хлипкого торфяного болота, в те времена находившегося там, где ныне радует наши глаза Михайловский сад. Только в 1711 году ее продлили до Фонтанки с целью осушить то самое болото. Эксперимент увенчался успехом.
А называлась Мойка поначалу по-другому – Мья, что переводится с финского примерно как “мутная”, “слякотная” (спасибо болоту). Лишь после того, когда река очистилась, ее назвали Мойкой – по созвучию с той самой Мьей, а вовсе не из-за того, что здесь особо часто кто-то мылся.
И вместе с этим история Мойки весьма своеобразна. В отличие от большинства улиц и набережных города
Санкт-Петербурга здесь нам не встретятся ни блистательные царедворцы, ни проказливые чиновники, ни бедняки в обтрепанных одеждах. История Мойки, с одной стороны, история роскошных праздников, пышных гуляний и невинных игрищ с участием императрицы и высшего света. С другой же – история громких убийств, покушений, невиданной и беспр/едельной жестокости.
Здесь было совершено несколько знаменитых исторических смертоубийств – Григория Распутина, императора Павла, Моисея Урицкого. Здесь умер Пушкин. Именно здесь на примыкающей к реке Дворцовой площади в известное Кровавое воскресенье было расстреляно множество мирных, наивных людей. Да и Зимний штурмовался там же.
Это не говоря о неудавшихся терактах.
Тем не менее сегодня Мойка – речка мирная. Мостики ее очаровательны, дома величественны, а ограды ажурны. Но будьте начеку. Здесь может повстречаться не прикрытый крышечкой канализационный люк.

Книги

Виктор Бузинов Дворцовая площадь.
Неформальный путеводитель
СПб.: “Остров”, 2001

“Вообще сам приход к власти Александра I связывался в народе с актами великой справедливости, которые тотчас же и должны последовать. Чего только стоит, например, история, связанная с некой генеральской женой Агафоклеей Александровной Полторацкой. Молва о ее властолюбии и жестокости давно уже вышла за пределы Тверской губернии, где были богатые владения Полторацких, и добралась до Петербурга, где генеральша имела свой дом.
Так вот, при воцарении Александра I по городу прошел слух, что государь, прослышав о злодействах Полторачихи, велел наказать ее публично на Дворцовой. Сама генеральша сидела в это время у открытого окна в своем доме и, видя толпы бегущего к площади народа, спросила: “Куда, православные, бежите?” Ей отвечали: “На площадь, смотреть, как Полторачиху будут сечь”. И она кричала им вслед со смехом: “Бегите, бегите скорей!..”
И ведь бежали. Верили в справедливость нового царя”.
Книга вышла в серии “Петербургские этюды”, которой вообще свойственен личный подход автора и неожиданный, яркий подбор фактов. Так что подзаголовок “Неформальный путеводитель” уместен вполне.

Михайловский замок
СПб.: “Белое и черное”, 2001

“День кондуктора начинался всегда рано. Барабанный бой, звук сигнального рожка или громкий голос дежурного по роте: “Вставайте, господа, вставайте”, – заставляли кондукторов вскакивать с постели в пять-шесть часов утра, стремительно нестись в умывальную комнату, чтобы своевременно успеть привести себя в должный вид и приготовиться к утреннему осмотру. Подкрепившись чаем с булкой, воспитанники направлялись в классы. Лекции начинались в семь-восемь часов утра, опоздание, отсутствие или плохое поведение грозило серьезными неприятностями, особенно в николаевское время. Могли посадить под арест, на хлеб и воду, или отправить на несколько суток в крепость, в инженерную команду”.
“Михайловский замок” – сборник статей, посвященный прошлому этой известной петербургской достопримечательности. Притом рассматривается не только лишь эпоха Павла Первого, но и позднейшая – когда здесь находилось Инженерное училище.

Мнения

“Слева стоял Зимний дворец с черными сторожевыми статуями на кровле. Он (Пушкин. – А.М.) шел Мойкою, окруженный стенами, словно это было продолжение коридора в Демутовой гостинице; однажды вышел он на Царицын Луг. Царицын Луг был пустынею. Впервые он увидел и понял, не подумав, что города построены на пустом месте и окружены пустынями. Голова у него закружилась. Впереди, за однообразным полем, была Нева, обложенная камнем, медленная и тоже пустынная. Все было однообразно, стройно и пустынно в этом городе.
Забор из чугунных кольев окружал Летний сад. Зелень была влажная: Нева, невидимая из-за деревьев, здесь присутствовала. Статуи стояли. Гуляли дети, нимало его не занимавшие. Он выходил к Лебяжьему мосту. В канаве, выгибая шеи, плавали еще два лебедя, старые и грязные. Пустынный замок, похожий на неприступную крепость, стоял на острове, со всех сторон окруженный каналом; признаков жизни в нем не было. Он узнал от гуляющего старика, что это Михайловский замок, в котором жил и скончался десять лет назад император Павел. Он знал, что император был убит. По рассказам отца, император встретил Александра, когда он был еще младенцем, и разбранил”.

Юрий Тынянов, писатель, о начале XIX века

“Сыроватая ночь, на Мойке против Новой Голландии вытянул за руку (вместе с каким-то молодым человеком) молодого матроса, который повис на парапете, собираясь топиться. Охал, потерял фуражку… Во всяком случае, это мне чуть-чуть помогло”.

Александр Блок, поэт, 1912 год

“Толпа валила валом к Исаакиевской площади, разливалась по ней, лезла через решетку сквера. Все окна, и крыши, и гранитные ступени Исаакия были полны народом. И все эти десятки тысяч людей глядели туда, где из верхних окон матово-красного тяжелого здания германского посольства вылетали клубы дыма. За разбитыми стеклами перебегали люди, швыряли в толпу пачки бумаг, и они, разлетаясь, медленно падали. С каждым клубом дыма, с каждой новой вещью, выброшенной из окон, – по толпе проходил рев. Но вот на фронтоне дома, где два бронзовых великана держали под уздцы коней, появились те же хлопотливые человечки. Толпа затихла, и послышались металлические удары молотков. Правый из великанов качнулся и рухнул на тротуар. Толпа завыла, кинулась к нему, началась давка, бежали отовсюду. “В Мойку их! В Мойку окаянных!” Повалилась и вторая статуя, Антошку Арнольдова схватила за плечо полная дама в пенсне и кричала ему: “Всех их перетопим, молодой человек!” Толпа двинулась к Мойке. Послышались пожарные рожки, и вдалеке засверкали медные шлемы. Из-за углов выдвинулась конная полиция”.

Алексей Толстой, писатель, о начале Первой   мировой войны

Летопись

1704 – начались работы по устройству Летнего сада.
1711 – прорыт канал, соединивший Мойку с Фонтанкой.
1798 – начато строительство гранитных набережных.
1810
– завершено строительство гранитных набережных.
1828
– в Демутовом трактире (дом № 40) Александр Сергеевич Пушкин написал поэму “Полтава”.
1837
– в доме № 12 скончался Александр Сергеевич Пушкин.
1848
– в доме № 8 арестован М.Е.Салтыков-Щедрин.
1855 – в Летнем саду открыт памятник баснописцу Крылову.
1858 – окончено строительство Исаакиевского собора.
1866 – покушение на императора Александра Второго в Летнем саду.
1868 – во дворе Воспитательного дома открыт памятник его основателю И.И.Бецкому.
1881 – жертвой террористического акта пал император Александр II.
1907 – освящен храм Воскресения Христова (Спас на Крови).
1916 – в Юсуповском дворце был убит любимец царского семейства Григорий Распутин.
1919
– создан мемориал на Марсовом поле.
1925
– в доме № 12 открыт музей Пушкина.
1971 – на набережной Мойки установлен столбик с уровнями, до которых поднималась вода во время петербургских наводнений.

Музеи

Музей-квартира А.С.Пушкина
Набережная реки Мойки, 12

Музей-квартира Пушкина входил в десятку популярнейших музеев города – наравне с Эрмитажем, Кунсткамерой и Русским музеем. Здесь постоянно толпятся туристы – по преимуществу иностранцы и дети. Впрочем, “толпятся” не совсем точное слово. Это один из наиболее организованных (если не сказать что заорганизованных) музеев со строгими и неулыбчивыми сотрудницами, осмотрами по сеансам (только в присутствии экскурсовода) и, конечно, с обязательными тапочками.
Это место сделалось мемориальным сразу после смерти знаменитого поэта. Одна из современниц вспоминала: “Множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпой вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого народного поэта”.
В паломничестве принимали участие самые разные люди. Делалось это спонтанно, что называется, от всего сердца. Федор Михайлович Достоевский писал в дневнике: “Тогда, всего два месяца перед тем скончался Пушкин, и мы дорогой сговаривались с братом, приехав в Петербург, тотчас же… пробраться в бывшую квартиру Пушкиных”.
Дом на Мойке сразу же стал называться “Домом Пушкина”, а в 1880 году (одновременно с открытием московского памятника поэту) здесь была установлена мемориальная доска: “В этом доме 29 января 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин”.
Само же здание тем временем использовалось для сдачи квартир внаем.
К 1925 году, к моменту создания музея, дом был сильно перепланирован и квартиры, в которой окончилась жизнь Александра Сергеевича, строго говоря, уже не существовало. Для того чтобы музей-квартира сделалась реальностью, пришлось проводить частичную обратную перепланировку.
Открытие было приурочено к 10 февраля, к 88-летию со дня смерти поэта (уже по новому стилю, естественно). Церемония была обставлена мистически – ровно без пятнадцати три, минута в минуту с последним вздохом Пушкина, грянул “Реквием” Моцарта в исполнении хора Ленинградской академической капеллы.
С этого момента в нашем государстве стало одним мемориальным музеем больше.
КСТАТИ, в пушкинские времена адрес дома выглядел следующим образом: “На Мойке, близ Конюшенного мосту в доме княгини Волконской”.

Музей печати Санкт-Петербурга
Набережная реки Мойки, 32

Музей печати – полная противоположность музею-квартире Пушкина. Если тот – истинная мекка для туристов и учеников, то этот – тихий, неприметный уголок, занимающий, однако же, существенное место в истории и культуре города Санкт-Петербурга.
Попасть в этот музей довольно сложно. По номеру, данному в телефонных справочниках, может никто не подойти. На звонок, находящийся рядом со входом в подъезд, опять же никто не ответит. Нужно проявлять настойчивость. В подъезде, где находится музей, имеются другие обитатели. Кто-нибудь либо войдет, либо выйдет – и вы попадете на лестницу. И уже поднявшись на этаж, следует барабанить в дверь – тогда-то вам откроет пожилая и интеллигентная смотрительница. Очень вам обрадуется, все расскажет, а денег ни копейки не возьмет. И тапочки навязывать не станет.
Этот музей – из семейства переделанных. В советское время он звался иначе – «В.И.Ленин и газета “Правда”». Главной темой было то, что здесь с весны по лето 1917 года находилась редакция газеты “Правда”, которую в то время возглавлял сам Ленин. Отпечатано было всего лишь 99 номеров газеты, но партийных идеологов этот факт не смущал.
Настала новая эпоха. В новом, демократическом Петербурге такой музей был бы не слишком кстати. Тут-то и вспомнили о том, что здесь еще до “Правды” издавался “Сельский вестник”. Музей получил новое название, а экспозицию сильно менять не пришлось. Кабинет редактора оставили как был, другие комнаты стилизовали под типичное столичное жилье начала прошлого столетия, а самый интересный зал – огромное и светлое помещение типографии – естественно, сохранили.
Именно он и делает Музей печати уникальным. Больше практически нигде турист не может очутиться в атмосфере светлого производственного цеха с подлинными типографскими машинами 1910-х годов.
КСТАТИ, сам дом был построен на рубеже XIX–XX столетий.

ИНТЕРНЕТ

http://www.rusmuseum.ru/old-version/r_str.html

“Строгановский дворец в городе на Неве – один из выдающихся памятников европейской архитектуры. Его фасады – шедевр русского барокко, а интерьеры, принадлежащие к разным периодам и стилям, представляют собой энциклопедию петербургской архитектуры XVIII–XIX веков. Много различный событий произошло в истории старинного здания, но несколько дат являются наиболее важными.
C 1742 года участок земли на пересечении Невского проспекта и реки Мойки принадлежал барону Сергею Строганову. С тех пор несколько русских и иностранных мастеров один за другим работали над строительством дома. Среди них – гениальный Франческо Растрелли, который создал фасады и план, и Андрей Воронихин, автор Казанского собора, создавший большинство сохранившихся интерьеров дворца. Финальная точка в восхитительной картине была создана Петром Садовниковым, который почти завершил формирование дворца в 1842 году. Ровно полтора века спустя в 1992 году наследницей славы знаменитого рода баронессой Элен де Людингхаузен был основан Международный Строгановский фонд и начались планомерные реставрационные работы. Они стали необходимы после того, как... 60 лет дом использовался для размещения различных учреждений, чье пребывание нанесло серьезный урон художественным интерьерам и всей инфраструктуре шедевра архитектуры…
Сейчас это место проведения временных выставок, а в будущем, после завершения реставрации, Строгановский дворец представит экспозицию, посвященную русским коллекционерам XVIII–XIX веков”.
Естественно, что сайта реки Мойки нет. Зато отдельные объекты, находящиеся на ее набережных, нашли в Интернете свое отражение. Хотя бы на процитированном нами музейном сайте.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru