Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Нина КАШИНА

Ланцетник против всеобщего блефа

Мир огромен. И мы, к сожалению, не можем знать, что понадобится нашим детям через десять, двадцать лет. Так чему же их учить?

Жизнерадостная милейшая тетка средних лет, бухгалтер частного заведения, мать единственного сына-десятиклассника, жалуется: «Так устаю, так устаю! Столько работы! Вчера прихожу домой – историю еще как-то сделала, а села писать сочинение и, чувствую, не могу, не помню…»
Выясняется, что все эти десять лет, с самого начала школы, она каждый день делает за сына все домашние задания, читает ему, лежащему на диване, вслух все заданное, делает сама упражнения, пишет сочинения и доклады. «Он так устает в школе! И вообще должна же я быть ему нужной!»
– Ненавижу Гоголя! На этой неделе надо писать сочинение про Плюшкина, а я «Мертвые души» не читала!
– А ребенок?!
– Он-то тем более. Я читала ему вслух «Вечера на хуторе...» – так он заснул от тоски. Зачем оно детям?!
Смотрю на нее с ужасом:
– Ты что? Ведь это он учится, а не ты!
– Да зачем ему все это надо? Мне же это не пригодилось ни разу…. – И продолжает: – Когда ему доклад писала про ланцетника, то даже в библиотеку ходила. А тут как раз по телевизору показали, как президент пришел в школу на урок биологии, и тема на уроке, как нарочно, ланцетник.
Наш президент улыбается и говорит, что ему, дескать, сам ланцетник и знание о нем никогда в жизни не понадобились. А потом спрашивает окружающих его граждан, понадобились ли им знания о ланцетнике. Граждане руками замахали, головами закивали: никогда!
Обидно мне стало за ланцетника, как за родного. И не потому, что мне про него еще на биологическом факультете хорошие профессора интересные лекции читали, а потому, что я знаю: живет себе где-то скромная эта полупрозрачная животина, занимает свою экологическую нишу, является началом всех позвоночных – и замечательно, мне от этого как-то спокойнее и теплее.
В моей любимой школе измученные бдениями к очередному экзамену одаренные детки вопрошали в печали иконописного математика Михаила Ильича: «Ну неужели нам это когда-то понадобится?» Он молитвенно сложил руки, помолчал и честно ответил: «Вряд ли! Но это не принципиально, на каком материале приобретается умение строить систему знаний».
Он абсолютно прав. Тот, кто это понял, перестанет жалеть себя, пораскинет мозгами, обретет свою систему и научится летать. Тот, кто не смог, совершит массу бесполезных подражательных действий, чтобы быть «как все», и уползет восвояси. Всем трудно – и первым, и вторым. Но вторым скучнее и обиднее, потому что они мучились зря.
Учеба – это путь первых, вторые только изображали видимость учебы, блефовали.
Стандартный вопрос: «Кто виноват?» Почему они стали такие? Да мы сами и виноваты-с! В том, что согласны с блефом, сами блефуем иногда, в том, что выбрали школу, где учат блефовать, в том, что предлагаем им готовые решения на блюдечке с голубой каемочкой. А они катятся, как колобки по приготовленному желобу, и думают, что так и надо, поскольку ничего другого не умеют.
Можно учить подражать и ползать, особенно просто учить ползать по проторенной колее и никогда не смотреть вверх: «Делай, что сказано, и не высовывайся!» Можно с самого начала, с первого шага, развивать эту такую нужную «самость» – самостоятельность, самодеятельность, самодвижение.
Йоги говорят, что у основания горы всегда много тропинок, а на вершину ведет только одна. Все равно, как ты начал свой путь. По дороге ты поймешь, куда тебе надо идти. Главное, не останавливайся на полпути.
Наша задача – ознакомить ребенка с этим миром как можно шире. Пусть он поймет, как сложно устроен этот мир, как много в нем существ, явлений, направлений, как сложно они взаимосвязаны, как хрупко это равновесие. А потом пусть он найдет свою дорогу и идет вперед сам, делая все возможное, что в его силах.
Кстати, чем больше работает голова, тем лучше она развивается. Но именно работает сама, добровольно и с интересом, желанием узнать. Интерес – главное, на чем строится результативное обучение. Никто не может сделать то, что он не хочет.
Сами слова «школьная нагрузка» говорят о том, что педагоги вполне понимают: они «грузят» детей и делают это сознательно. Нагрузка даже в действительно интересных школах становится подчас непомерной – пересмотр программ нужен, но творческий и без того уже упомянутого блефа: одно нужное сократили, пять бесполезных добавили.
Дело не в количестве, а в качестве преподавания. Учитель должен быть интересной личностью, он должен увлечь племя младое в свои дали, тогда не придется уговаривать учиться. Где взять таких учителей, чтобы на всех хватило?
Экзамены в обычной школе, кто видел, – стрессовая и обморочная ситуация. Мамки запасаются справками, что по состоянию здоровья их чадо не может напрягаться. Таблетки пачками – дети волнуются. Учителя и родители на ушах, стоят на подхвате, спасают утопающих всеми средствами, вплоть до выдачи готового решения, – жалко колобка, да и честь мундира школы не должна пострадать.
Есть и принципиально другой подход. «Семиклассники боятся экзаменов? – искренне удивился директор. – Значит, завтра их будет три». И действительно перестают бояться, когда сдают по два-три в день. В результате к концу одиннадцатого класса в процессе подготовки к важнейшим школьным экзаменам они успевают репетировать спектакль, готовиться к вступительным испытаниям, не забывают про личную жизнь. Без валерьянки и обмороков. Чтобы научиться плавать, надо плавать. И другого способа нет.
Сейчас много говорят о том, что дети перегружены. Что надо делать спецшколы и спецклассы, делить программы и тем давать много математики, а этим – литературы. И не перепутать! Так взращивают специалистов, подобных флюсу, которые видят мир через узенькую щелочку и способны выполнять свои полторы функции, но не более того. А как же выращивать гармоничную личность? Или не видать нам более Леонардо?
Если ребенку станет скучно, то он не осилит и то, что ему разжевали и в рот положили. Как-то забывается, что когда-то дети учили латынь и древнегреческий – это считалось обычным делом, заучивали наизусть огромные поэмы (чего стоит список кораблей в «Одиссее»), писали каллиграфически красиво.
Они очень много могут, если вовремя выдернуть соску изо рта и общаться с ними на равных, если у них возникнет живой интерес и они начнут сами задавать вопросы. Пока вопросы постоянно задают им, а они учатся делать глубокомысленное выражение лица и составлять обтекаемые фразы на все случаи жизни.
Переход на бесконечные тесты с готовыми ответами сыграл плохую шутку – знание стало не нужно, даже формулировать мысль не надо, надо развить интуицию, угадать или узнать заранее номер правильного ответа у компетентного товарища. Вырабатывается изворотливость, и только.
Взрослые, подсовывающие готовый ответ, натаскивающие на конкретный сиюминутный результат, развращают племя молодое. На важной контрольной, когда задание, присланное сверху, вынимается директором торжественно из конверта, сын одной очень ушлой мамы вынул гордо свой конверт с тем же заданием и готовыми решениями к нему и даже давал списать, но некоторым. Никто, естественно, из взрослых ничего «не заметил» – кому нужен скандал?
...А ланцетник таки попался моему сыну на вступительном экзамене. Я поняла, что это знак – он нужен, скромный ланцетник, он так просто не уйдет, – и взялась за статью.
Мир огромен, и мы не можем знать, что понадобится нашим детям, – пусть они увидят как можно больше и найдут свое сами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru