РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Родители точно знают: школу улучшить
можно
В ноябре-декабре прошлого года под
рубрикой «Семейный клуб в Интернете» мы
опубликовали некоторые выдержки из обсуждения
учебной программы и школьной жизни в целом,
которое состоялось на одном из форумов сайта
«Inter-педагогика» (см. статьи «О чем учителя не
спрашивают родителей»).
Результатом этого виртуального всероссийского
родительского собрания стало обращение его
участников к Министерству образования и
Правительству РФ. То, что требует изменения в
современной школе, четко сформулировано в
двадцати восьми пунктах. Предложения участников
обсуждения настолько продуманны, разумны и
своевременны, что мы надеемся – они не останутся
без внимания и будут рассмотрены теми, от кого
зависит судьба школьной реформы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Формировать классы с учетом
дошкольной подготовленности детей, так как это
существенно влияет на характер нагрузок в
учебном процессе. Обратить особое внимание на
леворуких детей – им необходимо создавать
нормальные условия для обучения.
2. Изменить нормативное количество детей в классе
до 20!
3. Включить в учебную нагрузку учителей часы на
дополнительные занятия с отстающими учениками.
4. В каждой школе обязательно должен работать
школьный психолог. Но во избежание формирования
зависимости от отношений с администрацией
образовательного учреждения вывести школьных
психологов из подчинения Министерству
образования (передать их Министерству
здравоохранения или Министерству культуры). В
этом случае школьный психолог будет стоять на
защите интересов ребенка и способствовать
установлению комфортных отношений между всеми
участниками образовательного процесса.
5. Активнее использовать системный подход в
обучении. В настоящий момент у выпускников школы
картина мира не складывается в логичную и
стройную систему знаний.
6. Больше уделять внимания развитию
информационной культуры учеников, навыкам
самообразования.
7. Обязательно включить в содержание образования
курс ПСИХОЛОГИЯ (на весь период обучения ребенка
в школе).
8. Предоставлять право детям, посещающим
соответствующие секции (школы, факультативы и
кружки), освобождение от уроков по этим
предметам.
9. Установить ученику право на один
«разгрузочный» день отдыха от школы (под
ответственность родителей), особенно на
начальном этапе обучения.
10. При составлении расписания учитывать
психологию и физиологию ребенка. Не ставить
сложные уроки (ин. язык, математику) последними.
11. Сохранить в школе уроки физической культуры,
но сделать их целью не стремление к достижениям и
выполнению нормативов, а оздоровительный
процесс. Отменить нормативы.
12. Шире использовать проектные и
исследовательские методы обучения, а также
обучение с помощью межпредметных программ.
13. Снизить количество и качество домашних
заданий до такой степени, чтобы ребенок мог
справляться с ними без помощи родителей.
14. При проведении аттестации использовать
антистрессогенные технологии. Лучше, если это
будут задания, ориентированные на создание
проектов, или исследовательская работа.
Отказаться от прямого заучивания сведений,
содержащихся в учебниках, и математических
диктантов, выполнение которых зависит не от
уровня знаний ребенка, а от его психологических
особенностей. Медлительные дети с такими
заданиями не справляются.
15. Заменить написание сочинений на написание
эссе по актуальным проблемам современной жизни
или выражение собственного отношения к
произведению (героям). Учитывая неоднозначные
оценки идей одного и того же произведения
разными критиками в разные эпохи, а также наличие
субъективного фактора при оценивании работ со
стороны учителя, отменить анализ литературного
произведения в курсе литературы. Больше уделять
внимания развитию речи и формированию речевой
культуры школьников.
16. Усилить механизмы общественного
стимулирования школьников к учебе через
проведение различных конкурсов, олимпиад и т. д.
Изменить критерии образовательных достижений –
больше уделять внимания творческому подходу,
умению решать практические жизненные задачи.
17. Сократить разрыв между требованиями школы и
вуза. При приеме в вуз больше уделять внимания
профессиональной диагностике будущих
абитуриентов, отдавая предпочтение тем, кто по
результатам диагностики соответствует профилю
данного вуза.
18. Изменить систему отбора в педагогические вузы.
Необходимо отбирать абитуриентов, обращая
внимание прежде всего на их педагогические
достижения (опыт педагогической деятельности до
поступления в вуз) и личностные качества, желание
работать с детьми.
19. При подготовке учителей иностранного языка
шире использовать стажировки в странах –
носителях этих языков, а также технологии
обучения учеников.
20. Включить в государственный стандарт высшего
образования курс «Психология семьи» и
осуществить подготовку и повышение квалификации
учителей по данному предмету.
21. Уделить внимание школьной эргономике, так как
она существенно влияет на здоровье детей.
22. Создать «здоровьесберегающие» условия работы
для учителей. Раздраженный и усталый учитель, не
имеющий возможности развиваться, приносит детям
больше вреда, чем пользы.
23. Разработать меры по повышению статуса учителя.
Необходимо шире транслировать позитивный опыт
российской школы, освещать в СМИ вопросы
образования и воспитания, устраивать различные
мероприятия с участием педагогов, разработать
основы государственной политики,
предусматривающей дифференциацию поощрений
лучших педагогов и предоставление им льгот.
24. Разработать систему финансового
ОБЩЕСТВЕННОГО поощрения учителей через создание
специальных ваучеров, выдаваемых родителям.
Учителя, пользующиеся общественным признанием,
должны иметь несоизмеримо больший размер оплаты
своего труда. Эта идея поможет избежать
субъективизма при поощрении учителей
администрацией школы.
25. Снизить пенсионный возраст для педагогов –
как для людей с вредными условиями труда.
26. Обратиться в правительство с предложением
установить существенные льготы для предприятий,
оказывающих благотворительную помощь средним
образовательным учреждениям. Освободить
родителей от уплаты налога с тех сумм, которые
они отдают в школы для ее материальной поддержки.
27. Регламентировать (установить право) правила
посещения родителями уроков, на которых учатся
их дети. В настоящее время в Законе «Об
образовании» эта норма отсутствует (там не
расшифровывается, в каких формах родители могут
следить за ходом образовательного процесса, в то
время как администрация школы не всегда
приветствует подобные инициативы родителей).
28. Расширять практику взаимодействия органов
управления образованием с родительской
общественностью, проводить аттестацию школы с
учетом их общественной экспертизы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|