КНИГА ИМЕН
Двадцать четыре шага в секунду
По следам фильмов Вернера Херцога
В 1974 г. в Париже умирала немецкий
историк кино Лотта Эйснер. 32-летний режиссер
Вернер Херцог, автор саги «Агирре, Гнев Божий» и
драмы «Каждый за себя и Бог против всех»,
поклялся пройти пешком из Мюнхена в Париж, чтобы
не умерла 78-летняя Лотта, с риском спасавшая при
фашизме запрещенные фильмы. Прошел. Пешком, без
всякого автостопа. Эйснер тогда не умерла. Бог
был за Херцога. Он – вообще за него.
Экстремальный пешеход
Двухнедельный переход по Европе 1974 года – не
единственный подвиг Херцога. Скорее наоборот:
подобные поступки для него – норма.
«Страну можно узнать, только если ты прошел ее
всю пешком, один, – говорит он. – Тогда любая
встреча воспринимается как нечто особенное.
Однажды, выйдя к деревне, я спросил крестьянина,
можно ли у него переночевать. Когда он узнал, что
я прошел пешком две тысячи километров, то
посмотрел на меня по-другому и вдруг стал
рассказывать, как попал в плен в последний день
войны. Он никому не рассказывал об этом 40 лет и
рассказал мне, увиденному впервые. Это то, что
называется “простой настоящей жизнью”.
Однако Херцог – меньше всего «певец простой
жизни». «Настоящей» – да, если принять за
данность, что человек познается только в
экстремальных ситуациях. Что и делает Херцог,
кидая героев на самый высокий пик Чили («Крик
камня»), в непролазные джунгли Бразилии («Агирре,
Гнев Божий») и Перу («Фицкарральдо»), в пустыни
Австралии («Там, где мечтают зеленые муравьи») и
Мексики («И карлики начинали с малого»). Даже
снимая дома, в Германии, он завозит съемочную
группу в самую глушь баварских гор («Стеклянное
сердце»).
Группы Херцога переживают не меньшие испытания,
чем герои. В киномире ходит черная шутка, что у
него на картину по два покойника. Покойники –
буквальные, а не по сюжету. По сюжету их гораздо
больше, хотя он снял всего один фильм ужасов –
«Носферату, призрак ночи». Этот римейк классика
Мурнау про вампира – единственная (хотя и с
«херцогскими» оговорками) уступка сугубо
коммерческому жанру. Но вообще это принципиально
некоммерческий режиссер, Херцога часто называют
последним романтиком немецкого кинематографа.
Его фильмы обычно не делают кассы, зато берут
призы на фестивалях. В СССР их не покупали,
видимо, по той же причине, по какой фильмы
Тарковского, Иоселиани, Абуладзе шли только в
клубах.
Однако если начать рассказывать о том, как Херцог
снимает, то может сложиться впечатление, что речь
идет о голливудских боевиках с немереными
бюджетами. Его актеры тонут в Амазонке и грязи,
таскают тяжести и дерутся без дублеров. Его
операторы ползут на вершины вместе с
альпинистами, снимают в жерле вулкана за
несколько минут до извержения. Впрочем, Херцог
никого не принуждает к таким подвигам. Подобно
фанатикам из своих фильмов – таким, как
конкистадор Лопе Агирре, Фицкарральдо и
работорговец Зеленая Кобра, он ухитряется
убедить окружающих (в том числе продюсеров), что
прав. Его герои чаще всего терпят фиаско – фильмы
Херцога грустны, но режиссер всегда оказывается
прав.
На съемках «Фицкарральдо» – четырехлетнего,
самого его тяжелого проекта – два корабля
(каждый – по 340 тонн) пришлось тащить вручную, по
технологии каменного века, на бревнах и камнях,
через джунгли. Там же, у истоков Амазонки,
построили целый город: снимались больше тысячи
человек (в основном – индейцы), ближайший
населенный пункт был за тысячу километров. В это
же время разгорелся военный конфликт между
Эквадором и Перу – там, где снимали фильм.
Случилось две авиакатастрофы, погибли три
человека. Два исполнителя главной роли по
очереди отказались от нее, не выдержав условий
съемок (один из них – глава «Роллинг стоунз» Мик
Джаггер). В конце концов от режиссера отвернулись
вообще все. Херцог в отчаянии сказал тогда: “Я
больше не должен снимать фильмы. Мое место в
сумасшедшем доме”.
Зачем гибель сия бысть? Ведь Голливуд, всерьез
заинтересовавшийся «экстремальным» сценарием
«Фицкарральдо», предлагал снять все в комфортных
пластмассовых джунглях. Херцог посмотрел на
американцев как на безнадежно больных. И в итоге
– победил.
«Подлинная жизнь фильма, – говорит он, – может
прийти только из подлинного деяния. Это может
показаться абсурдом для рынка, но я знаю: только
такой тип съемки – «пешком» – обеспечивает
физическое присутствие. В фильм входит столько
жизни, что он становится непривычно «настоящим».
Аборигены, люди и уроды
Непривычно настоящие – и пейзажи, и люди у
Херцога. Фактура лесов под Мюнхеном для
«Стеклянного сердца» – романтической новеллы XIX
века – режиссера устроила не полностью.
Проведший детские военные годы на ферме в
баварских лесах, Херцог увидел, что с 1940-х на его
родину слишком шагнула цивилизация, а ему нужна
была девственная первозданность мира, где еще
обитают пророки.
Группе пришлось объехать полсвета, чтобы отснять
в двух Америках и Азии два-три пейзажа, а потом
остановиться на необитаемом ирландском островке
в километр длиной. Там и был придуман
«библейский» финал этой притчи о стеклодувах,
замешивавших в красное стекло кровь невинных
девиц. Большинство ролей в «Стеклянном сердце»
(как и почти во всех херцогских фильмах) играли
непрофессионалы. Причем, чтобы добиться особой
атмосферы, Херцог снимал их в «Сердце» под
гипнозом. Нарушитель всех кинотабу, он легко
использует запрещенные приемы. И снимает не
просто «людей со стороны», а существ, условно
говоря, глубоко маргинальных.
Прежде всего – аборигенов. В «Зеленой Кобре» в
роли африканского царька снялся лично Его
Королевское Высочество Нана Агийера Кваме II и
подведомственное ему племя. Чем Херцог купил
высочество с присными – так и осталось загадкой
для продюсеров.
В своем последнем фильме «Старше на 10 минут» (2002)
Херцог снял племя бразильских индейцев, узнавших
о существовании цивилизации лишь 20 лет назад и с
тех пор неуклонно исчезающих с лица земли.
Исчезновение аборигенов – тема многих его
фильмов.
В «Зеленых муравьях» (единственный фильм
Херцога, купленный в СССР, – видимо, для
разоблачения «варварской колониальной политики
капитализма») снималось племя бродячих
австралийских аборигенов, на русский вкус –
местных цыган.
В фильме «И карлики начинали с малого» живьем
присутствует исправительная колония для
лилипутов. Не приведи Бог увидеть этот
лилипутский бунт – с убийством «большой»
воспитательницы и сожжением «большого» верблюда
с «большим» автомобилем; бунт – потому еще
бессмысленный и беспощадный, что творят его
самые беззащитные мира сего.
Жанр Херцога – смесь игрового кино и
публицистики, реальности и выстраданного
«художества». Герои его документальных фильмов
– тоже маргиналы: будь то люди, живущие на
упомянутом вулкане («За пять минут до»), или
слепоглухонемая женщина из фильма «Земля
молчания и тьмы» (1971), способная объясняться
только прикосновением рук.
Но главные актеры Херцога – Клаус Кински, папа
известной Настасьи, и неведомый бомж Бруно С. Они
прямо представляют на экране «свое физическое
существо», когда, по словам режиссера, «исчезает
экран, исчезает проекция». Кински, переигравшего
всех мировых злодеев, приглашали сниматься
Феллини и Спилберг, а он отказывался, говоря:
“Они недостойны моего гения!” Соглашался –
только у Херцога, у которого снялся в пяти
фильмах, лишь раз отдав дань «чисто злодейскому»
амплуа – в роли вампира Носферату.
Кински со скульптурно-чудовищным ликом – это
альтер эго мирного Херцога. Кажется, что в ролях
Агирре и Фицкарральдо актер играет мятежную душу
самого режиссера.
Другой свой актер Вернера Херцога –
человек-аноним, по прозвищу Бруно С. Избитый
матерью до того, что долгие годы он не мог
говорить, побывавший в тюрьме и психушке, этот
странный человечек обрел социальный статус,
только снявшись в двух фильмах Херцога. После
выхода на экраны второго этот человек загадочно
исчез.
Трудно ли быть богом?
Когда Херцога обвиняют в том, что его кино
сложное, «не для всех», он сердится, уверяя, что
кино существует не для ученых, а для простых
людей: «Я никогда не делаю сугубо
экспериментальных фильмов. Я всегда рассказываю
историю. Мои фильмы нравятся даже
четырех-пятилетним детям».
Сам Херцог понял, что будет заниматься кино, уже в
14 лет и даже предлагал свои детские проекты
мюнхенским продюсерам. Отвергали. Первую ленту
(«Геракл») он снял в 1962 г. на сворованную (по его
признанию) камеру. Никогда не учившийся киноделу,
он открыл собственную кинофирму в 1963 году и почти
тут же получил приз за сценарий, по которому снял
первый полнометражный фильм “Признаки жизни”.
А еще были скитания по Югославии (Херцог – хорват
по национальности), Греции, Мексике (он попал
туда, перейдя границу на деньги от контрабанды
телевизоров) и Америке (где работал на ТВ).
Легенда (а их ходит много о режиссере) гласит, что
он даже участвовал в родео в Манчестере.
Прошедший полмира, Херцог не мог не попасть и в
Россию. Сначала, в конце
80-х, снялся в украинско-немецкой экранизации
«Трудно быть богом» своего соотечественника
П.Фляйшмана. А потом, в начале 90-х, приехал в
Россию, чтобы снять документальную новеллу
«Колокола из глубины» – о секте в Туве, лидер
которой объявил себя новым Иисусом Христом.
Здесь он прошел пешком две тысячи километров. Как
всегда, один.
«Россия мне не чужда, – говорит Херцог. –
Франция, например, для меня – страна куда
экзотичнее. Больше всего меня интересует
духовность, спиритуальность России. Есть некая
особенность русского человека, которая вечна. У
меня есть план – я бы хотел снять здесь игровой
фильм о ранней экспедиции на Северный полюс».
Полюсом его планы не ограничиваются: «Если бы мне
предложили снять научно-фантастический фильм, я
бы его снял на Луне. Технически это уже возможно,
но боюсь, меня не возьмут – я слишком стар».
В сентябре 2002 года Вернеру Херцогу исполнилось 60.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|