КНИГА ИМЕН
Заиндевелая паперть
Из записок ветерана-двурушника
Когда французские войска вошли в Москву,
в городе было уже холодно, несмотря на раннюю
осень. Офицеры кутались в случайные шарфы,
солдаты поднимали воротники – если таковые
предусматривались формой.
...В третьем эскадроне, ближе к хвосту колонны,
ехал кавалерист, по-французски понимавший
довольно плохо, по-польски – чуть лучше. Говорить
он привык по-русски, но этот язык умели слышать
лишь несколько сослуживцев, среди них офицер со
странной фамилией – то ли Булгарин, то ли
Болгарин. И какие такие болгары в польском войске
под французскими знаменами на русской земле?..
Кавалерист, не своей волей оказавшийся на
наполеоновой службе, по-русски еще и писал – чуть
коряво, но лучше, чем рубил польской саблей своих
соотечественников.
Через два или три дня расквартировки в
Первопрестольной он занес в альбом:
Мороз привстал – пристал ко войску.
Москве представимся по-свойски,
Хоть город не совсем геройский –
Придется тут квартировать.
Поляки рядом и французы,
Набили гузна – втянут пуза.
Кажись, Москва, чай, не Тулуза.
А мне бы чай, коньяк, кровать.
Три слова на чужом наречье –
Две пули в правое предплечье.
Чуть ранен, но не искалечен.
Обосновался – весь резон.
Им Франция – она далече.
Меня привычный воздух лечит.
И для чего лихие сечи?
Была Москва – стал гарнизон.
Кому позор, кому пожары.
Собаки тощи, скучны свары.
Где повара? Спят кашевары.
На башнях – карканье ворон.
Над головой – опять Стожары.
Опрятны женщины. Кошмаром
Нам обернутся тары-бары.
Куда ни кинь – везде урон.
Французы! Будет вам империй...
Не хватит-станет кавалерий...
Схватить бы чирей – и по мере:
Коня, седельную суму.
Пришли – так лучше бы поверить.
Кресты на храмах неча херить.
В мороз взопрели – фанаберить
Ведь надо было по уму.
Прошли два, что ли, месяца, зачался исход
из обугленной Москвы – и появилось еще одно
стихотворение. Оно немного странное.
Только голос, голос от околицы
Незнакомого, желанного села.
“Не ступайте, здесь не спится – колется,
Сила тут не зельна, но зела”.
Оселок не Бог весть – не поселимся.
Дал бы Бог хоть ноги унести.
Ты прости: весельем не поделимся.
Мы шесть точек видим на кости.
Не грусти – придется, знать, остаться.
Родина – хоть как тут ни крути.
Был противным малым римский Тацит.
Ты гисторию слегка окороти.
В окороть коня, в конину зубы –
Забуреешь – заберешь на все.
Лошади уже идут на убыль –
А зимой и змей не сыщется в овсе.
Змей в калужских, смоленских или
полоцких лесах в морозы и впрямь не сыщешь. Летом
там надо было ходить, летом! А сейчас уже поздно. И
при Красной не отличились, и прекрасного ничего
из этого беззмейного хождения не выходило.
Вышло только четверостишие:
Память о предателях
Потомки предадут.
Вот ведь и узда тебе.
Помни свой редут.
Может быть, этими словами и закончилась
затеянная Наполеоном кампания. Правда, говорят,
она закончилась и оброненными императором в
Вильне словами о великом и смешном, о шаге между
ними…
А через несколько лет после кампании на паперти
кафедрального собора в Смоленске то и дело
встречали сухорукого солдата из крестьян (то ли
из мастеровых), который никогда не протягивал
ладонь за милостыней – только внимательно
смотрел, как в старый кивер – “весь побитый”,
позднее упомянутый известным ныне поэтом, –
редко-редко бросали монеты.
Если его спрашивали, откуда такой, нищий говорил,
что он польский улан, хоть из Сибири родом. Иногда
хмурились в ответ, чаще смеялись. Реже бросали
денежку.
Городские власти, как издавна водится в
Смоленске, были снисходительны, ни до чего не
дознавались. Городовой однажды на Пасху, сразу
после службы, поднес чарку. Разговорились.
Нищий назвался тобольским выходцем.
– Из староверов, что ли? – незлобиво
поинтересовался блюститель спокойствия
согорожан.
– Из западных, – неопределенно ответил нищий.
Чуть позже храмовый служка приметил, что, чуть
только с колокольни звон, нищий истово крестится.
Ничего вроде особенного: Бог знает, сколько
крестов кладут на себя христарадники за день, но
этот то ли мастеровой, то ли в крестьянские
лохмотья выряженный солдат клал кресты не
по-нашему, а горстью и заканчивал не там, где
полагается быть сердцу.
Служка метил в дьяконы и был допытливый:
– Почто так знамение деешь, нехристь?
– Рука усохла.
– А слева направо махать не усохла? Супротив
правил…
– Вишь, я на паперти сижу. Портал справа. Алтарь,
чаю, на востоке?
– На востоке, – доверчиво согласился служка.
– Так и справа от меня восток. Там и закончусь –
туда и руку директую.
– Чаво?
Служка аж рот раззявил.
– Ex oriente lux, – внушительно, но не совсем
убедительно для недоучившегося
церковнослужителя ответил папертник.
Служка помотал головой и двинулся ко входу. С
чрезмерной истовостью перекрестился на икону.
Подумал: “Надо бы началию донести”.
Донес.
Батюшка – благо дело не в алтаре было – нехорошо
выругался:
– Какой тебе Ксарентий Люций? Какие латиняне на
паперти? Что ты нищих доследуешь? Иди, свечи
сбери.
Через несколько дней – служка нарочито бдил –
нищий не появился. На его приобыченном месте
лежал грязноватый листок. С записью.
Горевали – не тужили.
Жили втуже – втуне шили
Из двух вер один кафтан.
Кто пропал – уж станет пан.
Кто забрел во вражий стан,
Станет срамный деребан
У замоленной иконы.
Убирайте ставку с кона.
Здесь препоны, там законы.
Было время просто оно –
Возвращение вперед.
Кому катит, тот и прет.
Вирши показались крамольными. Отнесены
были в участок. Дошли до следственного пристава.
Случилось дознание. Служку выспрашивали.
Разговор долгим не получился. Услышал будущий
дьякон то же, что и от церковноначалия.
Ушел. Парой лет спустя был рукоположен и долго
настоятельствовал в большом селе Духовщине
Смоленской же губернии.
Через несколько лет (дело было, кажется, в год
после несчастного мятежа на Исаакиевской
площади в столице) Фаддей Булгарин получил (как
бы для своей недавно зажужжавшей “Северной
пчелы”) толстую посылку из Сибири. Посылка
показалась и оказалась странной. Намотано на
фунт бумаги, а смысла почти нет.
Один смысл – листок дешевой бумаги. Витиевато
выведенный заголовок, под ним – почти каракулями
(видно, писал сухорукий или близорукий человек) –
вирши.
Посвящение сослуживцу
Не имут сраму даже те живые,
Что, вопреки рассудку, наугад
Привыкли гнуть свои, да и чужие, выи.
Кто станет свят – тому не скажут:
“Гад”.
Пригоден? Будь. Будь проклят
и прославлен.
Приславлен будь к кому-то посвятей.
Витийствуй дальше. Будет озаглавлен
Твой надобный роман хоть “Выжигин Фаддей”.
Булгарин стихи не напечатал – ни в
“Сыне Отечества”, ни в “Пчеле”.
Прошло года четыре, и публике был представлен
роман “Иван Выжигин”.
В то же время тобольский градоначальник с
удивлением читал ябеду на некоего Алексея
Бессменных, устроившего в своем недавно
приобретенном дому сектантскую молельню.
По разыскании выяснилось, что “сектанты” были
отнюдь не привычными в сибирских краях
староверами, а римо-католиками: три ссыльных
поляка и один коренной сибиряк.
Католичество осуждалось, но уголовным законом не
преследовалось. Дело отправили в архив.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|