Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Каково реальное положение учителя в других странах? Сколько он зарабатывает, насколько престижна его профессия, какое образование он должен получить, чтобы работать в школе, насколько он свободен в преподавании своего предмета, легко ли ему найти работу по специальности? Неплохо бы знать ответы на эти вопросы хотя бы для того, чтобы четко представлять, к какой цели стоит стремиться нам. Ведь ни в одной стране для учительской профессии не существует идеальных условий. Например, там, где высоки зарплаты и престиж учительского труда, достаточно высока и безработица среди учителей. Есть страны, в которых наши коллеги, казалось бы, получают от государства максимум возможностей для безбедного существования и творческой работы, но и там, оказывается, учителя сталкиваются со множеством проблем. Идеального положения и гарантий для нашей профессии нет и не может быть нигде в мире. И все-таки существуют некоторые приближения к этому идеалу, о которых и пойдет речь на сегодняшней полосе.

Консервативный путь к совершенству,

или Положение педагогов средних школ в Великобритании

Зарплата британских педагогов (от 20 до 70 тысяч фунтов стерлингов в год в зависимости от стажа, типа школы и уровня профессионализма) позволяет не заботиться о выживании, а совершенствовать педагогические методы. Однако, несмотря на, казалось бы, идеальные условия существования, и британская образовательная система далека от совершенства.
Тут надо сразу оговориться. Британское образование на протяжении столетий заслуженно считалось одним из лучших в мире. Однако проблемы существуют и у лидеров. К тому же основные трудности испытывает именно массовая городская государственная школа, которой прежде всего приходится выдерживать социальное давление, присущее современной Европе, учить детей эмигрантов, выходцев из стран третьего мира, молодежь из бедных семей, королей городских окраин. В Британии, где молодежное движение особенно сильно, эта проблема стоит, как нигде, остро.
Так, например, профессор Дэвид Джессон из Йоркского университета шокировал британскую педагогическую общественность результатами своего исследования, согласно которому 61 процент 16-летних подростков, учащихся в неспециализированных школах, так и не сумели сдать хотя бы на тройку градационные тесты по английскому, математике и естественным наукам. На решение этой проблемы сейчас срочно выделяют средства и создаются программы, однако Кирил Тейлор, член одного из педагогических союзов, говорит, что, даже если этот процент снизится до 40, «вряд ли такой результат можно будет считать удовлетворительным».
Параллельные исследования Центра математического образования (Centre for Mathematics Education (CME)) показали, что школам не хватает порядка 4000 профессиональных преподавателей математики, ибо почти 25 процентов учителей имеют квалификацию в других областях наук и практически не имеют опыта и специальных знаний, чтобы преподавать данный предмет. В 2002 году лишь четверо из 10 пришедших на вакантную должность учителя алгебры должны были быть приняты на работу согласно официальным требованиям. Однако лишь 228 школ не изменили критериям профессионального отбора.

В ловушке жестких требований

Инспектора, регулярно делающие проверки по школам Англии, подтвердили нелицеприятную тенденцию снижения уровня образования. Однако заметили, что на это во многом повлияло сокращение «недостаточно профессиональных согласно жестким требованиям правительства педагогов, постоянно работавших с одним классом. А также то, что после этого во многих школах стали увеличивать количество так называемых временных учителей, переходящих из класса в класс, условия работы которых менее привлекательны. В итоге по результатам проверок вчетверо ухудшилось качество уроков, проводимых такими преподавателями, при том что нехватка профессиональных кадров не оставляет многим школам выбора. И в то время как одни сетуют на то, что тысячам классов необходимы временные учителя, другие видят в них причину всех бед, а третьи считают, что улучшение условий для преподавателей решит проблему. Так или иначе, кадровый кризис в системе британского образования для всех очевиден.

Почему профессия теряет популярность?

Действительно, популярность профессии учителя государственной школы в Англии, несмотря на сравнительно высокие зарплаты, неизменно падает. Как и в России, да и во многих странах мира, предпринимательству и возможности головокружительной карьеры в сферах, сулящих безбедную и стабильную старость, там отдают сегодня больше предпочтений. Впрочем, это не единственная причина, по которым профессия преподавателя в Великобритании сегодня теряет свою привлекательность.
Многие учителя Шотландии сетуют на тяжелые условия работы, сводящие на нет их профессионализм. На днях Шотландский институт образования потребовал от правительства снизить количество учеников в классах с 33 до 20 и меньше, ссылаясь на успешное существование подобной системы в Польше, Португалии, Бельгии, Испании и в других европейских странах. В Англии же, как утверждает газета «Гардиан», около 28 500 учителей планируют бросить эту профессию в ближайшие пять лет – это почти столько же, сколько было принято на работу в школы в прошлом году. Причиной такого ухода является ни больше ни меньше как плохое поведение учеников и, по словам одной из преподавательниц, «отсутствие у них всяческих представлений о морали». Каждая третья учительница признается, что поначалу «с большим энтузиазмом принималась за творческую работу преподавателя», однако ожидания трудной, но прекрасной и общественно полезной деятельности довольно быстро превращались в сожаления по поводу упущенной возможности «никогда не открывать дверь классной комнаты».
Проблема поведения английских учащихся, зачастую разительно отличающегося от родительского исконно английского джентльменства, волнует министров не меньше, чем кадровые недостатки. Молодежь, впитавшая в себя всю жестокость, выливаемую на улицы средствами массовой информации, и склонная к романтической гангстерской эстетике гастарбайтерских трущоб, все чаще играет с оружием настоящим – количество преступлений, совершенных вооруженными школьниками, увеличилось с 2001 по 2002 год на 35 процентов. После недавней гибели двух школьниц в Бирмингеме под Новый год правительство разработало программу уроков «Против оружия», вести которые станут полицейские и бывшие члены преступных групп и принимать участие в которых призваны кумиры молодежи – звезды спорта и гангстерского рэпа.

Образ и имидж учителя

Несмотря на образ чопорного консерватора, закрепившийся за любым воспитанником английской культуры, в современной системе образования Англии, о чем все чаще пишет веб-издание «Teachers Times», назревают реформы. Реформы и у них, и у нас идут примерно одинаково – непрерывные споры, идеи, предложения, поиски денег. Проблему нехватки профессиональных преподавателей в Шотландии уже начали решать, организовав курсы повышения квалификации для учителей, однажды оставивших свою деятельность. Длятся они 10 недель, стоят 180 фунтов стерлингов и включают в себя как освежение в памяти общих навыков, так и обучение современным педагогическим методикам и специальным наукам. В Эдинбурге уверены, что большинство экс-учителей не преминут воспользоваться возможностью вернуться в строй.
Однако самой обаятельной попыткой поднять престиж учительской профессии не только в Англии, но и по всему миру является предложение о разработке «кодекса деловой одежды для учителей». По мнению профессиональных стилистов, «в отсутствие четких критериев учителя одеваются, как хотят, и, как правило, предпочитают небрежную повседневную одежду. Большинство педагогов чувствуют в ней себя уютно, но вряд ли производят на окружающих благоприятное профессиональное впечатление. Это одна из причин, по которой учителя до сих пор не получили в обществе заслуженного признания». Многие учебные заведения настаивают, чтобы их преподаватели были хорошо одеты. В свою очередь представители Генерального совета учителей Англии всерьез подумывают о введении этого кодекса всюду, где смогут оценить работу стилистов и дизайнеров по достоинству.
В целом разработок, призванных усовершенствовать образовательную систему, в Британской империи предлагается великое множество. Но совместить былой консерватизм с нынешним демократизмом не всегда представляется возможным. Стуарт Хоум, известный английский писатель, автор культового романа «Отсос», шутит, что, дескать, по всему миру учителя сталкиваются только с одной фундаментальной проблемой. Они вынуждены учить тех, кому лучше было бы остаться неграмотными.

Алексей ЯКОВЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru