ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Каково реальное положение учителя в
других странах? Сколько он зарабатывает,
насколько престижна его профессия, какое
образование он должен получить, чтобы работать в
школе, насколько он свободен в преподавании
своего предмета, легко ли ему найти работу по
специальности? Неплохо бы знать ответы на эти
вопросы хотя бы для того, чтобы четко
представлять, к какой цели стоит стремиться нам.
Ведь ни в одной стране для учительской профессии
не существует идеальных условий. Например, там,
где высоки зарплаты и престиж учительского
труда, достаточно высока и безработица среди
учителей. Есть страны, в которых наши коллеги,
казалось бы, получают от государства максимум
возможностей для безбедного существования и
творческой работы, но и там, оказывается, учителя
сталкиваются со множеством проблем. Идеального
положения и гарантий для нашей профессии нет и не
может быть нигде в мире. И все-таки существуют
некоторые приближения к этому идеалу, о которых и
пойдет речь на сегодняшней полосе.
Педагогическая карьера по-французски
Что значит быть учителем во Франции и
легко ли им стать?
Между Россией и Европой в некоторых
сферах жизни пока еще существует шокирующая
разница. Их достаток и наша нищета вопиют, будучи
поставлены друг против друга. Особенно это
бросается в глаза, когда речь заходит о той сфере
общественного бытия, от которой зависит будущее
нации.
Но почему-то, если начинать описывать нынешнюю
Европу с Франции, различия выглядят менее
кричащими. У них как-то все очень по-человечески
устроено и жизнь в известной степени не
подчинена диктату комфорта. При этом и проблемы
остаются, и министерство диктует свои
предпочтения, и с дисциплиной не все гладко, и с
учебными планами. Однако учителя, как мы увидим, в
большинстве своем получают удовольствие от
своего дела, и социальный статус профессии
школьного преподавателя чрезвычайно высок.
Государство гарантирует стабильную зарплату,
пенсию, многочисленные прибавки, связанные с
выслугой лет…
Итак, как стать и что значит быть учителем во
Франции?
Образование во Франции считается важнейшим
приоритетом государственной политики, и поэтому
все принципы подхода к школе и школьному делу
унифицированы и централизованы. Требования к
учителям чрезвычайно велики, и, если вы не
работали в начальной или средней школе, одного
диплома о высшем образовании мало – вам
предстоит пройти конкурс, который проводит
министерство. Иного пути в государственную школу
нет.
Конкурс организуется министерством образования
и молодежи каждый год и проводится с конца
сентября по конец ноября. Помимо диплома,
соответствующего выбранной специальности,
конкурсант должен иметь гражданство или вид на
жительство одной из стран Евросоюза, не иметь
судимостей и подходить по состоянию здоровья.
Кроме конкурсов на вакантные должности
преподавателей проводятся конкурсы
консультантов-психологов, менеджеров по
направлениям и администраторов-управленцев в
области образования.
К конкурсу можно подготовиться, проучившись год
в одном из так называемых университетских
институтов подготовки учителей (в известной мере
аналог наших институтов повышения квалификации
– сеть таких институтов разбросана по всей
стране, минимум по одному в департаменте). Но на
конкурс могут идти и свободные соискатели – с
выпускниками УИПУ они совершенно равны.
Так или иначе, в случае успешного прохождения
конкурса французский учитель обязан еще год
совмещать работу по специальности с учебой в
УИПУ. Впрочем, государство в любой момент карьеры
готово оплатить повышение квалификации
преподавательских кадров.
Трудоустройство победителей конкурса также
происходит по сложной схеме. Преподавателям
первого уровня (в целом соответствует нашей
начальной школе) обеспечено место в учебном
заведении того департамента, где они учились в
УИПУ и проходили конкурс. Но преподаватели
второго уровня, учителя лицеев и
профессиональных школ, в принципе могут быть
определены министерством в любой регион страны
(на практике в рамках своих конституционных прав,
разумеется, они имеют право выбора, но работы в
Париже парижанину, если он сам ее не находит,
министерство отнюдь не гарантирует).
Карьерный рост преподавателя французской школы
контролируется, как, впрочем, и в России,
непростой системой шкал. Его статус, разряд и
заработная плата зависят и от наличия
магистрской или докторской степени, и от выслуги
лет, и от профессиональных успехов на других
поприщах, ежели таковые имеют место быть.
Уровень зарплаты, на который (в зависимости от
стажа и ученой степени) может рассчитывать
сегодня французский учитель, показан ниже в
таблице.
Заметим, что средняя зарплата во Франции
приблизительно равна 2000 евро, а налоговое
давление на человека вкупе с тем, что мы называем
коммунальными платежами, примерно в полтора раза
тяжелее, чем в современной России. Уровень цен
сравнивать очень сложно, но он тоже, разумеется,
повыше, чем у нас.
Конечно, с мизерными российскими учительскими
зарплатами уровень заработков их французских
коллег трудно даже сравнивать. Но при этом надо
заметить, что доплаты за дополнительные часы,
спецкурсы и прочее во французской школе
достаточно невелики (100–200 евро в месяц за курс), а
возможности дополнительного заработка
ограничены социальными привычками (частные
уроки для школьных преподавателей не слишком
распространены). В целом учитель средней школы
может найти дополнительный заработок в
социальной сфере (различные молодежные
программы), в сфере науки и искусства. Но для
этого, как шутит Филипп Гласс, преподаватель
современной литературы одного из лицеев Нанта,
ему должно хватать активности, таланта и ума.
Несмотря на все эти сложности и иерархические
выкрутасы французской образовательной системы,
конкурс на вакантные места в школах всех уровней
очень и очень высок. Приведем только некоторые
цифры за 2002 год.
На 2080 вакантных мест претендовали 25077 человек. 15252
были допущены к конкурсу. Больше всего
предложений было сделано преподавателям
математики – 320. Конкурс колебался вокруг пяти
человек на место. Куда выше – семь-восемь человек
на место – конкурс у гуманитариев, в частности у
учителей современной и классической
словесности. В 2002 году по всей Франции было
разыграно всего шесть вакантных мест школьных
учителей русского языка, на них претендовали 28
человек (русский в популярности сравним с
арабским и польским, он уступает английскому,
немецкому и испанскому, но опережает китайский,
японский и многие европейские языки).
Любопытно, что один из самых высоких конкурсов
(больше 10 человек на место при доброй сотне
предложений) был зафиксирован по интереснейшему
предмету – наука и жизнь: бытие Земли, – который
совершенно отсутствует в учебных планах наших
школ (на память приходит разве что «Жизнь Земли»,
которая некоторое время преподавалась в
Православной классической гимназии общества
«Радонеж» в Ясеневе). Вообще одного только
взгляда на французские учебные планы достаточно,
чтобы понять, насколько они менее сухи и более
современны, нежели наши. Тут и множество
экологических дисциплин, и история открытий, и
философия, и современная литература…
К тому же политика министерства образования и
молодежи по отношению к преподавателям ни в коем
случае не выглядит консервативно. Во Франции не
хотят, чтобы учителя всю жизнь преподавали одно и
то же, тем более в одной и той же манере. Различные
конкурсы и материальные поощрения стимулируют
как повышение квалификации, так и переход
опытных преподавателей на административную
работу на местном, региональном и национальном
уровне.
Кстати, многочисленные опросы, проводившиеся
среди французских преподавателей в 2002 году,
показали, что подавляющее большинство их
удовлетворены избранной специальностью. Так, из
1000 учителей истории, географии, словесности и
математики, дебютировавших на своем поприще, 89%
довольны или очень довольны своими
педагогическими опытами. Удовлетворение от
работы возникает вне зависимости от наличия
трудностей (48% считают свои первые месяцы в школе
достаточно сложными, а 6% – очень сложными).
Впрочем, 80% молодых учителей убеждены, что
реальное положение полностью соответствует тем
идеям, которыми они руководствовались, выбирая
себе профессию.
Самым важным в учительском деле 62% молодых
французских учителей считают контакт с
учениками, 46% – возможность преподавать любимый
предмет, а 39% – независимость в работе.
При этом 61% нынешних французских школьных
преподавателей получили высшее образование
именно для того, чтобы стать учителями.
Что и говорить, при анализе этих данных отличия
от ситуации в России впечатляют. Но мы должны
помнить, что, как бы тяжелы ни были внешние
обстоятельства, только заинтересованность и
творческий подход школьных учителей к своей
профессии способны обеспечить стране достойное
будущее. Образовательная политика государства
не формируется исключительно сверху, на нее
влияют процессы, которые происходят в каждой
школе. Французскую образовательную систему
создали десятилетия свободной, демократической
Франции. Эту систему нельзя перенимать или
копировать, но всегда можно учиться
независимости и ответственности за свое
собственное будущее.
Зависимость зарплаты французских педагогов от
стажа преподавательской работы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|