Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Каково реальное положение учителя в других странах? Сколько он зарабатывает, насколько престижна его профессия, какое образование он должен получить, чтобы работать в школе, насколько он свободен в преподавании своего предмета, легко ли ему найти работу по специальности? Неплохо бы знать ответы на эти вопросы хотя бы для того, чтобы четко представлять, к какой цели стоит стремиться нам. Ведь ни в одной стране для учительской профессии не существует идеальных условий. Например, там, где высоки зарплаты и престиж учительского труда, достаточно высока и безработица среди учителей. Есть страны, в которых наши коллеги, казалось бы, получают от государства максимум возможностей для безбедного существования и творческой работы, но и там, оказывается, учителя сталкиваются со множеством проблем. Идеального положения и гарантий для нашей профессии нет и не может быть нигде в мире. И все-таки существуют некоторые приближения к этому идеалу, о которых и пойдет речь на сегодняшней полосе.

Педагогическая карьера по-французски

Что значит быть учителем во Франции и легко ли им стать?

Между Россией и Европой в некоторых сферах жизни пока еще существует шокирующая разница. Их достаток и наша нищета вопиют, будучи поставлены друг против друга. Особенно это бросается в глаза, когда речь заходит о той сфере общественного бытия, от которой зависит будущее нации.
Но почему-то, если начинать описывать нынешнюю Европу с Франции, различия выглядят менее кричащими. У них как-то все очень по-человечески устроено и жизнь в известной степени не подчинена диктату комфорта. При этом и проблемы остаются, и министерство диктует свои предпочтения, и с дисциплиной не все гладко, и с учебными планами. Однако учителя, как мы увидим, в большинстве своем получают удовольствие от своего дела, и социальный статус профессии школьного преподавателя чрезвычайно высок. Государство гарантирует стабильную зарплату, пенсию, многочисленные прибавки, связанные с выслугой лет…

Итак, как стать и что значит быть учителем во Франции?

Образование во Франции считается важнейшим приоритетом государственной политики, и поэтому все принципы подхода к школе и школьному делу унифицированы и централизованы. Требования к учителям чрезвычайно велики, и, если вы не работали в начальной или средней школе, одного диплома о высшем образовании мало – вам предстоит пройти конкурс, который проводит министерство. Иного пути в государственную школу нет.
Конкурс организуется министерством образования и молодежи каждый год и проводится с конца сентября по конец ноября. Помимо диплома, соответствующего выбранной специальности, конкурсант должен иметь гражданство или вид на жительство одной из стран Евросоюза, не иметь судимостей и подходить по состоянию здоровья.
Кроме конкурсов на вакантные должности преподавателей проводятся конкурсы консультантов-психологов, менеджеров по направлениям и администраторов-управленцев в области образования.

К конкурсу можно подготовиться, проучившись год в одном из так называемых университетских институтов подготовки учителей (в известной мере аналог наших институтов повышения квалификации – сеть таких институтов разбросана по всей стране, минимум по одному в департаменте). Но на конкурс могут идти и свободные соискатели – с выпускниками УИПУ они совершенно равны.
Так или иначе, в случае успешного прохождения конкурса французский учитель обязан еще год совмещать работу по специальности с учебой в УИПУ. Впрочем, государство в любой момент карьеры готово оплатить повышение квалификации преподавательских кадров.

Трудоустройство победителей конкурса также происходит по сложной схеме. Преподавателям первого уровня (в целом соответствует нашей начальной школе) обеспечено место в учебном заведении того департамента, где они учились в УИПУ и проходили конкурс. Но преподаватели второго уровня, учителя лицеев и профессиональных школ, в принципе могут быть определены министерством в любой регион страны (на практике в рамках своих конституционных прав, разумеется, они имеют право выбора, но работы в Париже парижанину, если он сам ее не находит, министерство отнюдь не гарантирует).
Карьерный рост преподавателя французской школы контролируется, как, впрочем, и в России, непростой системой шкал. Его статус, разряд и заработная плата зависят и от наличия магистрской или докторской степени, и от выслуги лет, и от профессиональных успехов на других поприщах, ежели таковые имеют место быть.

Уровень зарплаты, на который (в зависимости от стажа и ученой степени) может рассчитывать сегодня французский учитель, показан ниже в таблице.
Заметим, что средняя зарплата во Франции приблизительно равна 2000 евро, а налоговое давление на человека вкупе с тем, что мы называем коммунальными платежами, примерно в полтора раза тяжелее, чем в современной России. Уровень цен сравнивать очень сложно, но он тоже, разумеется, повыше, чем у нас.
Конечно, с мизерными российскими учительскими зарплатами уровень заработков их французских коллег трудно даже сравнивать. Но при этом надо заметить, что доплаты за дополнительные часы, спецкурсы и прочее во французской школе достаточно невелики (100–200 евро в месяц за курс), а возможности дополнительного заработка ограничены социальными привычками (частные уроки для школьных преподавателей не слишком распространены). В целом учитель средней школы может найти дополнительный заработок в социальной сфере (различные молодежные программы), в сфере науки и искусства. Но для этого, как шутит Филипп Гласс, преподаватель современной литературы одного из лицеев Нанта, ему должно хватать активности, таланта и ума.
Несмотря на все эти сложности и иерархические выкрутасы французской образовательной системы, конкурс на вакантные места в школах всех уровней очень и очень высок. Приведем только некоторые цифры за 2002 год.
На 2080 вакантных мест претендовали 25077 человек. 15252 были допущены к конкурсу. Больше всего предложений было сделано преподавателям математики – 320. Конкурс колебался вокруг пяти человек на место. Куда выше – семь-восемь человек на место – конкурс у гуманитариев, в частности у учителей современной и классической словесности. В 2002 году по всей Франции было разыграно всего шесть вакантных мест школьных учителей русского языка, на них претендовали 28 человек (русский в популярности сравним с арабским и польским, он уступает английскому, немецкому и испанскому, но опережает китайский, японский и многие европейские языки).
Любопытно, что один из самых высоких конкурсов (больше 10 человек на место при доброй сотне предложений) был зафиксирован по интереснейшему предмету – наука и жизнь: бытие Земли, – который совершенно отсутствует в учебных планах наших школ (на память приходит разве что «Жизнь Земли», которая некоторое время преподавалась в Православной классической гимназии общества «Радонеж» в Ясеневе). Вообще одного только взгляда на французские учебные планы достаточно, чтобы понять, насколько они менее сухи и более современны, нежели наши. Тут и множество экологических дисциплин, и история открытий, и философия, и современная литература…
К тому же политика министерства образования и молодежи по отношению к преподавателям ни в коем случае не выглядит консервативно. Во Франции не хотят, чтобы учителя всю жизнь преподавали одно и то же, тем более в одной и той же манере. Различные конкурсы и материальные поощрения стимулируют как повышение квалификации, так и переход опытных преподавателей на административную работу на местном, региональном и национальном уровне.
Кстати, многочисленные опросы, проводившиеся среди французских преподавателей в 2002 году, показали, что подавляющее большинство их удовлетворены избранной специальностью. Так, из 1000 учителей истории, географии, словесности и математики, дебютировавших на своем поприще, 89% довольны или очень довольны своими педагогическими опытами. Удовлетворение от работы возникает вне зависимости от наличия трудностей (48% считают свои первые месяцы в школе достаточно сложными, а 6% – очень сложными). Впрочем, 80% молодых учителей убеждены, что реальное положение полностью соответствует тем идеям, которыми они руководствовались, выбирая себе профессию.
Самым важным в учительском деле 62% молодых французских учителей считают контакт с учениками, 46% – возможность преподавать любимый предмет, а 39% – независимость в работе.
При этом 61% нынешних французских школьных преподавателей получили высшее образование именно для того, чтобы стать учителями.

Что и говорить, при анализе этих данных отличия от ситуации в России впечатляют. Но мы должны помнить, что, как бы тяжелы ни были внешние обстоятельства, только заинтересованность и творческий подход школьных учителей к своей профессии способны обеспечить стране достойное будущее. Образовательная политика государства не формируется исключительно сверху, на нее влияют процессы, которые происходят в каждой школе. Французскую образовательную систему создали десятилетия свободной, демократической Франции. Эту систему нельзя перенимать или копировать, но всегда можно учиться независимости и ответственности за свое собственное будущее.

Станислав НИКОЛЬСКИЙ
Зависимость зарплаты французских педагогов от стажа преподавательской работы

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru