ПОВЕСТКА ДНЯ
Велик и могуч, а все-таки нуждается
в защите...
“Закон о русском языке”, возможно,
убережет нас от необдуманных реформ
правописания
Государственная дума перенесла
рассмотрение в третьем чтении проекта закона “О
русском языке как государственном языке
Российской Федерации” на февраль 2003 года.
Законопроект был внесен почти два года назад, 26
февраля 2001 года.
За время, пока депутаты рассматривали
законопроект, вызвавший много споров и у самих
разработчиков, в редакцию приходили письма
читателей, встревоженных тем, как отразится
принятие законопроекта на преподавании русского
языка и вообще на деятельности образовательных
учреждений.
Благие пожелания
В целом законопроект носит декларативный
характер и направлен на защиту и развитие
русского языка. Он регламентирует использование
языка в официальных документах и средствах
массовых коммуникаций.
Законопроект устанавливает запрет на
употребление в этих сферах низкой лексики,
однако никаких конкретных мер противодействия
не устанавливает; к тому же многие понятия
законопроекта раскрыты в тексте весьма туманно
(например, “официальная сфера использования”),
поэтому вряд ли законопроект станет законом
прямого действия.
Будет ли польза от принятия закона? По мнению
директора Института лингвистики РГГУ Максима
Кронгауза, законопроект вызван к жизни
исключительно политическими причинами в рамках
поиска национальных идей. Необходим не закон о
русском языке как государственном, а о
государственном языке вообще, считает профессор
Кронгауз.
На школу закон не повлияет
Как же отразится появление закона на
деятельности образовательных учреждений? В
статьях 8 и 12 законопроекта говорится о
государственной гарантии гражданам России на
получение образования на русском языке. Согласно
ст. 12, изучение русского языка как
государственного языка Российской Федерации в
общеобразовательных учреждениях и в учреждениях
профессионального образования является
обязательным. Для сохранения единого
образовательного пространства изучение
русского языка регулируется госстандартами,
указано в тексте законопроекта.
Мы обратились к заместителю председателя
Комитета Госдумы по образованию и науке Олегу
Смолину (одному из авторов законопроекта):
– Законопроект особого влияния на школу не
окажет. Преподавание русского и родного языка в
национальных школах будет по-прежнему
осуществляться в соответствии с нормами законов
“О языках народов России” и “Об образовании”.
Но косвенно он будет способствовать
блокированию реформы правописания, которую
активно рекламируют некоторые ученые. На мой
взгляд, такие реформы нужно проводить весьма
осторожно. Например, в результате реформы
правописания 1917 года мы перестали правильно
воспринимать лексику русских писателей. В
частности, название произведения Льва Толстого
“Война и мир” на самом деле означает “Война и
общество”, а не “Война и ее отсутствие”, так как
слово “мир” писалось двояко и имело разные
значения.
Впрочем, объективное развитие языка все-таки
происходит, и этого нельзя не учитывать. Но для
того чтобы реформы в области языка были
продуманными, законопроект предусматривает
правила проведения таких реформ. Мы пытались
сделать его более содержательным, конкретным, но
каждое серьезное положение встречало
сопротивление. Некоторые депутаты даже
отстаивали право на употребление ненормативной
лексики в официальной речи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|