Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Вера ИВАНОВА

Нормальны больные, свихнулись здоровые

“Дом дураков” Андрея Кончаловского

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ДОМ ДУРАКОВ”

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ДОМ ДУРАКОВ”

«И мертвым и живым и неродившимся землякам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание» – такое длинное название дал своей поэме Тарас Шевченко. Примерно так же, переменив Украину на Россию, мог бы, наверное, назвать свой фильм Андрей Кончаловский. Потому что «Дом дураков», как и поэма Шевченко, – послание, причем с тем же внутренним стержнем: опомнитесь, будьте людьми, не то лихо вам будет. Между произведениями – сто пятьдесят лет, но люди что в Украине, что в России, что где бы то ни было в мире все никак не образумятся, и беды (то есть лихо) приходят одна за другой.
Режиссер, он же автор сценария, вроде бы даже сознательно направляет зрительские ассоциации по другому пути, к более близкой по времени картине Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки». В том, что это вызовет обвинение во вторичности, он не должен был сомневаться. Стоило бы, наверное, подсказать противникам картины еще по крайней мере один «первичный» адрес – «Антигону». Жанна из «Дома дураков» гораздо больше напоминает героиню пьесы Ануя, чем героя экранизированного романа Кена Кизи. Жанна, как и Антигона, одержима идеей верности и любви. Ту и другую соблазняют нормальным счастьем, которое даст покой. Обе от него отказываются.
«Дом дураков» – прямой, но не быстрый (сценарий написан в 1995 году) отклик на события, до сих пор продолжающиеся и не перестающие быть самой болевой проблемой России. Собственно, это уже не события, а состояние, то есть куда более сложное и серьезное явление. Ни новые идеи, ни самые сильные лекарства не помогут людям, пока каждый не увидит в каждом другом человека и не спасет его. У Кончаловского это происходит из кадра в кадр, на всех уровнях, высоких и низких. Смешно, когда душевнобольные наряжают Жанну для свадьбы, трогательно, когда Жанна пытается защитить провинившуюся товарку от наказания. Такие «мелочи» рассыпаны по фильму в изобилии, но все равно главное спасение застает зрителя врасплох: не выдать, укрыть человека, из-за которого все подвергаются смертельной опасности, – это уж слишком, но они, ненормальные, иначе не могут.
Куда интереснее рассуждать о фильме, в чем-то соглашаясь с автором, что-то отказываясь принять, чем дискутировать с его оппонентами. В конце концов, можно не реагировать на них. Но вокруг «Дома дураков» так сгустилась атмосфера, скопилось столько недоброжелательных отзывов, мнений, впечатлений, что они, приходится признать, задевают. Причем не создателей картины (это как раз можно лишь предполагать), а любого, наверное, человека, которого просто обволакивают массой толкований, подчас не имеющих к собственно фильму никакого отношения. Например, как и почему он оказался претендентом на премию «Оскар».
Судя по прессе, «Дом дураков», кроме вторичности, страдает прямолинейностью: нормальны душевнобольные, а свихнулись, тронулись умом здоровые. Действительно похоже на правду. Но зачем бы Кончаловскому в других каких-то целях выбирать местом действия психиатрическую лечебницу? Вообще-то он уже говорил об этом: «Я попытался представить, как жили больные, предоставленные сами себе и фактически брошенные на произвол судьбы». Если бы представления Кончаловского тем и ограничились, получились бы скорее всего вариации на тему «и сумасшедшие чувствовать умеют». Сумасшедший дом – всегда сильнодействующий элемент конструкции. Он непременно включается в сюжет и играет роль. Это правило. Во всех без исключения случаях, когда художник рассматривает норму как точку отсчета, она становится мерой человечности.
Наконец, убойное обвинение, что называется, в русском переводе с голливудского, «контрольный выстрел в голову». Конъюнктура. Чечня. Боевики и солдаты регулярной армии. Бандиты. Торговля оружием и наркотиками. Да не просто конъюнктура, а на особый лад – в угоду пацифистам. Тут особо возразить нечего, кроме того, что а вдруг, вот незадача, он и сам пацифист? Тогда кому в угоду – себе подобным? Таких, надо полагать, немало.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru