КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Был Башмачкин, стал Башмачник
Особенности национального
телевизионного характера
Своим новогодним экспериментом с
заменой ведущих, по-видимому, того не желая,
телевидение в зеркале своего самого популярного
канала показало, что штамп давно уже властвует на
игровом поле экрана. Бесспорно, талантливые
ведущие ничего не потеряли от перемены мест, но
ничего и не приобрели. Как и зрители.
Все смешалось в телевизионном доме.
Первый канал в преддверии новогодних праздников
круто решил кадровый вопрос, заменив всех
популярных ведущих развлекательно-игровых
программ. Точнее, не заменив, а поменяв местами.
Пельш стал Якубовичем, Якубович – Пельшем,
Галкин – Киселевой, а Киселева – Галкиным.
Трудно предположить, какую сверхзадачу ставили
перед собой экспериментаторы, но в результате
доказали одно: коли маска существует, ее легко
можно натянуть хоть на то, хоть на это лицо. Не
позволяя себе своевольничать, претенденты на
новые роли исправно действовали в рамках уже
существующих типажей, нигде не сбились, легко
довели дело до конца. Разве что Маша Киселева,
оскорбительно жесткая по отношению к партнерам в
своей привычной игре «Слабое звено», была
снисходительна к соискателям галкинского
миллиона и даже улыбалась, что ей тоже к лицу, как
и неприступная суровость. Пельш, чтобы его не дай
бог не заподозрили в посягательстве на
устоявшееся амплуа Якубовича, пел дифирамбы
рекордсмену по долголетию программы, назвав его
бессменным ведущим, что не совсем так, могут
возразить зрители со стажем. Начинал программу
Влад Листьев – и начинал здорово, по-своему,
интеллигентно и весело. До Галкина таинственно и
интригующе миллионом искушал зрителей и игроков
Дмитрий Дибров. Он и теперь их искушает, когда по
ТНТ идут повторы прошлых энтэвэшных выпусков, и
человек с хорошей памятью может вспомнить, чем
закончились во время оно притязания на солидный
куш. Впрочем, наверно, не только в результате
дело. Например, в нынешнюю субботу у Галкина во
второй раз выиграют миллион. Об этом заранее
сообщила газета с огромным тиражом, поступив как
тот ильфовский персонаж, который в разгар сеанса
с запутанным сюжетом заглянул в темный кинозал и
воскликнул: «Убийца – дворник!» И что же? Не будут
смотреть? Будут! И те, кто читает газеты, и те, кто
их не читает. Привычная жвачка для глаз и для ума,
пусть и без ощущения свежести.
Любопытный факт: рейтинговые замеры показали,
что в последнее время наблюдается довольно
значительный отток зрителей как раз у игровых
программ и у ток-шоу. Не такой, чтобы это можно
было назвать переворотом в предпочтениях
публики, но все же заметный.
Привычка к штампу – одна из самых укоренившихся
родовых отметин нашего телевидения, какими бы
словами и терминами оно ни провозглашало цель и
смысл своей вещательной политики. Новогодние
развлечения на всех каналах лишь подтвердили это
нехитрое наблюдение. Побольше звучных имен,
погромче музыка, безостановочней движение
танцующих и закусывающих, каждому смотрящему по
Пугачевой, Киркорову, Леонтьеву и Долиной,
сколько ни переключай кнопки! Будто один
сценарист-многостаночник спел одну песню
для всех каналов. А
почему бы и нет? Времени для такой работы
предостаточно. Прямо сейчас садись и распределяй
роли для проводов 2003-го и встречи 2004-го. Побольше
имен, побольше движения, погромче музыка. А
остальное уже в золотом запасе: все комедии
Рязанова, сказочные притчи Горина – Захарова,
слезодрамы Астрахана и прочая, и прочая.
На собственную новогоднюю кинопродукцию
отважилось НТВ, показав премьеру «Башмачника» и
определив ее жанр как комедию. Близость клички
Башмачник и фамилии Башмачкин столь очевидна,
что трудно предположить, будто авторы этого не
заметили, снимая фильм. Бедный гоголевский
персонаж, лишившись своей вожделенной шинели,
все потерял в жизни. Продавец модельной женской
обуви, впаривающий своей клиентке лодочки не по
размеру, все приобрел в этой новой жизни. То, что
она почти что новая, подтверждает табличка с
курсом доллара у дверей банка. Когда герои фильма
его брали, курс составлял 27,7. Ну совсем недалеко
отстали от быстротекущего времени. Не так
безнадежно, как героиня Ирины Муравьвой из
неверящей слезам Москвы, которой никак не
отдавали долг в 5 рублей. А во что стало Акакию
Акакиевичу построить свою шинель, вообще никто
не вспомнит. Когда это было! Не все, видно,
особенно в наши дни, вышли из гоголевской шинели.
Да и кому нужна эта стародавняя боль? Уж не
современному зрителю, полагают новые сочинители.
Над кем смеетесь, господа? Вопрос так же стар, как
и ответ на него.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|