КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Оглянуться – и не узнать себя
Когда настоящее беседует с прошлым, а
будущего нет
Главными театральными событиями осени
стали приезд в Москву Йозефа Наджа и премьера
“Последней записи Крэппа” Беккета,
приуроченная к 10-летию театра “Et cetera”.
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН В РОЛИ КРЭППА.
РИСУНОК АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ
Французский режиссер румынского
происхождения Йозеф Надж запомнился Москве по
гастролям двухлетней давности с
“Полуночниками” по Кафке, за которые он получил
“Золотую маску”. На этот раз он привез две
работы – “Время отступления” и “Войцек”.
“Время отступления” – спектакль-дуэт в
присутствии третьего. Получасовой вариант
спектакля, который Надж играл с Сесель
Тьемблемон, несколько лет назад был показан на
фестивале в Вильнюсе, и там же зародилась его
новая версия: постановщик познакомился с
Владимиром Тарасовым, и композитор стал третьим
участником спектакля. Его перкуссия укрепила
танцевальную пантомиму каркасом жесткой
ритмической структуры и удлинила спектакль
вдвое. Мужчина и Женщина проходят долгий путь
отношений, притягиваясь и отталкиваясь, ища друг
в друге поддержки и сражаясь за власть, сплетаясь
в целое и яростно отстаивая свою самость. Пьеро и
Коломбина, ожившие марионетки, архетипы и т.д.
Сценка – сценка – сценка. Пересказывать
танец-пантомиму – занятие неблагодарное, еще
хуже пересказа снов. Любые трактовки
произвольны, но горло перехватывает
по-настоящему. Как лукаво поясняет сам Надж:
“Одни видят в спектакле пессимистическую
историю, другие – счастливую. Думаю, каждый
человек вкладывает в эти толкования свой личный
опыт, свое восприятие отношений мужчины и
женщины”.
Естественно, что в “Войцеке” Наджа одинаково
мало интересовали как перипетии сюжета
(доведенный сослуживцами солдат убивает свою
невесту, а потом себя), так и характеры
действующих лиц. Экзистенциальный ужас
человеческого существования в абсолютно
нечеловеческой среде стал основой серии
пластических этюдов, шаг за шагом показывающих
неестественную оскорбительность самых простых
вещей, если они совершаются человеком,
насильственно обращенным в воинскую единицу.
Точно ожившие персонажи страшных брейгелевских
видений, с разбеленными лицами-масками, очень
разные и все же похожие человеко-единицы обедают
горохом, который трудно глотать, он застревает в
горле, им рвет, изо рта струйкой стекает
зеленоватая кашица. Они садятся на велосипеды, но
кое-как скрепленные ободья едва вращаются на
месте. Они тянутся к единственной женщине в таком
понятном стремлении к нежности, к ласке, но их
грубые прикосновения убивают ее. И собственно
ласки достаются безучастному трупу. Живые люди
перемешаны с глиняными истуканами и муляжами.
Можно оторвать ухо у глиняной головы, а можно
отрезать откуда-то из-под рубашки куски кровавой
требухи, и все с жадностью набросятся на
кровоточащее мясо. Шаг за шагом вытравляется
всякий проблеск человеческого, живого. И вот уже
вместо воды льется песок. Воды небесные не
утоляют жажды, не омывают тела, не смывают грехи.
Начиная репетиции “Последней записи Крэппа”,
Роберт Стуруа сказал: “Я хочу поставить эту
пьесу Беккета с Александром Калягиным, потому
что это предельно не о нем”. История о
неудачнике, который на пороге старости пытается
пройти по своему магнитофонному дневнику – он
вел его всю жизнь, – восстановить свой путь и
подвести неутешительные итоги: вот талант,
который проиграл, вот женщина, которую потерял и
предал, вот мелкие поворотные шаги, которые и
привели к безнадежности финала, – конечно, это не
история Калягина. Но роль Крэппа,
подразумевающая не только крупного актера, но и
определенную индивидуальность исполнителя,
безусловно, это “роль” Калягина.
Александр Калягин – один из немногих
сегодняшних актеров, умеющих и любящих
пользоваться гримом, рисовать себе новое лицо и
новую душу, изобретать в каждой роли новые
эксцентрические детали. Своего Убю актер рисовал
щедрыми масляными красками, иногда почти
ядовитыми в своем переборе. Крэпп точно создан в
жанре графики: полутона, мельчайшая нюансировка
деталей. Тихий монотонный голос, чуть-чуть
гнусавящий. На ленте он звучит моложе и тверже.
Садясь или вставая, этот Крэпп делает небольшую
остановку, как бы внутренне собираясь, чтобы не
дай Бог не упасть и не споткнуться. Он привычно
поправляет облезший на швах пиджак и засаленную
тряпку на горле, которая исполняет обязанности
кашне. Иногда облизывает губы – они сохнут от
длинных речей. Постоянно прислушивается к
чему-то внутри себя и часто спешит в туалет –
снова ложная тревога. Калягин не пропускает ни
одной детали одинокой бедной старости с ее
жадностью, жалкостью и себялюбием. Он обыгрывает
каждую деталь не слишком разнообразного
реквизита: часы-луковицу, шапку, бананы, рюмки
спиртного, которые методично следуют одна за
другой. Калягин играет с каждым предметом долго,
со вкусом, смакуя, но одновременно и
приглядываясь к странному месту, куда занесла
его судьба.
Действительно, странное место. Место, где
настоящее беседует с прошлым, а будущего нет.
Постоянный соавтор “интеллектуальных
приключений” Стуруа, Георгий Алекси-Месхишвили
создал завораживающее пространство. То ли свалка
на окраине индустриального города, обнесенная
поблескивающей металлической проволокой. То ли
ангар какого-то давно улетевшего самолета. То ли
марсианский пейзаж, где потерпел крушение
космический корабль и остались предметы людской
жизнедеятельности: подозрительное тряпье,
старые часы, шкатулка, какой-то ядовитый офисный
стол.
Здесь слышен грохот далекого поезда, а вместо
ветра звучит космический саундтрек Гии Канчели и
его же ядовитый марш. Пейзаж вроде знакомый, хотя
никогда не виденный. Неужели это оно? И раз
зародившись, догадка постепенно находила все
новые и новые подтверждения: конечно, это самое
Место, которое снится только в смертном сне.
Существует огромная литература с детальными
описаниями Рая, Ада, Вечности. Есть страшная
догадка Достоевского: “А что если вечность –
комната с пауками?” Роберт Стуруа вычитал у
Беккета образ интеллектуальной вечности для
неудачников, балующихся словом. Сидишь где-то на
помойке, оскорбительно не нужный никому и меньше
всего самому себе, и слушаешь собственный голос,
который тебе пересказывает твою жизнь. Мимо
скользят тени тех, кого любил и предал. И уже
никогда и ничего с тобой не случится и не
произойдет. Бананы отдают ватой, откуда-то
взлетают зонтики, а музыка включается и
замолкает, когда ей хочется.
Абсолютной реальности Крэппа, выписанного
Калягиным до мелочей, головокружительный фон
Вечности (и никак не меньше) придает иной масштаб
и объем. Так художник тщательно выписывает
натюрморт, создавая символический образ
остановившегося времени, тщеты земных усилий.
Точно в семиметровой комнате вдруг распахнутся
стены и проступит звездное небо. Подсвеченная
лунным светом плотная фигура Крэппа-Калягина
теряет земную плотность, становится невесомой. И
вот уже не противный, шамкающий старик, а
несчастная облезлая душа справляет панихиду по
всем живущим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|