Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ 
 

Павел КАЛИТНИКОВ

Две семьи с общим папой

Еще недавно такая ситуация была исключением. А сегодня – почти общественная тенденция

Я – внебрачный ребенок. Вкратце история моей семьи такова: у отца уже были жена, дочь, сын и даже внук, когда он увлекся моей матерью, женщиной гораздо моложе себя, потом родился я, но отец продолжал жить с прежней семьей.
Что важно – к моменту моего рождения жена моего отца уже много лет не могла иметь детей ни по здоровью, ни по возрасту. И если не следовать хронологии событий, то данная история начинается не со вспышки чувств. Это только кажется, что мужчина, которому глубоко за пятьдесят, может ни с того ни с сего взвиться, как мальчишка, от симпатичного женского лица. Если бы так было, мужчин из соображений нравственности не пускали бы в метро. По моему разумению, к моменту искры уже должен быть готов горючий материал; встреча лишь видится случайной, душа же к ней готова заранее. Иначе сказать, мужчину средних лет и старше гложет изнутри некий нерастраченный запас. Любви? Так люби свою жену, детей – тут нет проблемы. Сексуальной энергии? Положа руку на сердце, такой ли уж избыток этой самой энергии у стареющего мужчины? Американский подход: мужчина вопреки всему до гроба жаждет чувствовать себя мужчиной, поэтому у него в одном кармане должна лежать “Виагра”, а в другом – презерватив. Может быть. Но рискну предположить, что нерастраченный запас – именно отцовства.
Биологически мужчина сохраняет детородную способность дольше, чем женщина. Допустим, мы идейно моногамны. Либо муж старше жены (тогда что он делал в юности?), либо у него начинаются искушения после сорока. К тому же мужчина полигамен и биологически, его влечение к одной женщине редко длится больше 10–15 лет.
Если обратиться к ветхозаветной истории, то увидим: зрелый муж, не разрушая семьи, заводит детей от молодых наложниц. Такая же традиция была на Востоке, например, в Корее. Ребенок при этом вовсе не внебрачный, у него “старшая мать” и “младшая мать”. Современный мегаполис просто по-новому решает проблему, существовавшую всегда.
Мужчина, каким бы закоренелым эгоистом он ни был, вынужден учитывать желание женщины, главная позиция которой в адаптированном для мужчины варианте такова: муж не обязателен, ребенок обязателен. Экономически уравнявшись с мужчиной и даже обогнав его, женщина больше не нуждается в каком-никаком муже. Она может теперь позволить себе максимализм. Потребность же в ребенке укоренена в ней биологически. Опять же диктат возрастных стандартов. Мужа искать не поздно и в сорок, а вот рожать в первый раз рекомендуется все-таки до тридцати.
Чуть-чуть доморощенной статистики: Е. ждет третьего ребенка от третьего мужчины, мужа нет; О. воспитывает взрослую дочь, мужа выгнала; у А. есть дочь и муж, но муж – не отец дочери, отец остался в старой семье. Справедливости ради припомню несколько многодетных семей: пять и три ребенка, но там, где пять, муж погуливает на стороне.
Мне кажется, что за этим кратким изложением ситуации видится скорее устаревший стереотип. Что пресытившийся женой беспринципный субъект вскружил голову юной дурочке, та залетела, на что-то надеясь, в итоге он оставил ее с бастардом за две шоколадки в месяц. Москва, однако, не больно верит слезам. Истории всегда предшествует намерение, причем с обеих сторон.
Похоже, правда в другом – современная женщина зачастую хочет завести ребенка без мужа. И сознательно или бессознательно выбирает женатого мужчину, потому что от него потом легче будет избавиться. Две мои знакомые выгнали будущих отцов своих детей на ранних стадиях беременности: те вызывали тошноту, и токсикоз, вопреки медицинским нормам, продолжился в послеродовом периоде. Оглянитесь, и вы увидите, насколько типичны именно эти вариации.
Была и почти сплыла советская мораль, когда крепкая семья восстанавливалась через партком. Есть православная мораль. Версии иных конфессий. Есть даже хорошо разработанная на Западе офисная мораль, и мы ее сейчас охотно усваиваем. Большой город вынужден искать общий знаменатель. А им может быть только терпимость. У нас уже не смотрят косо на внебрачных детей. И все так или иначе срастается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru