Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
В ТРЕХ СОСНАХ 

Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук

Чему же учить детей в школе?

Честный ответ всегда кажется странным

НЕДАВНО я понял, что, по всей видимости, завидую людям, которые озабочены ответом на вопрос «Чему нужно учить школьников?». Завидую их смелости в постановке проблемы, их вере в результативность поисков в данном направлении. Ведь если есть вера, то скорее всего и результативность приложится. И тогда, конечно, приятно будет в очередной раз почитать деловую, интересную, решительную, масштабную статью по проблемам содержания образования…
Ну а для меня самого тема «Чему нужно учить детей в школе» является – будем считать, что к сожалению,– закрытой. Не потому, что я уже знаю ответ – Боже упаси! Закрытой – потому что неприемлемой. Не лежит у меня к ней душа, хоть тресни. Мне все представляется, что такая постановка вопроса предполагает наличие у учителя уверенности, что он-то всегда сможет начать учить именно тому, чему надо. Стоит только ему получить внятный «заказ» – работа закипит, и дело будет сделано. А вот как раз в это я не верю.

КАЗАЛОСЬ БЫ, разумнее вопрос ставить так: «Чему детям нужно научиться в школе?» Научиться – значит научить себя и друг дружку. Вот они за время обучения в школе чему-то и научаются. И как показывает опыт, каждый своему. Что ж нам решать за них?
Но вот, допустим, дети решат, что их нужно учить вот этому-то. И что – учитель тут же их этому и начнет учить? Как показывает опыт реализации различных идей, связанных с самоопределением школьников, по уголкам подобного «уклада обучения» прячется много лукавства, манипулирования и учительской хлестаковщины. И если одни ученики активно научают себя этому, то бишь социализуются, то другие приобретают печальный опыт разочарованности в искренности взрослых и в разумности собственных начинаний. Опять тупик?..

ВООБЩЕ-ТО для меня единственно справедливым является вопрос: а чему я МОГУ учить? Учить честно, по совести? Не НАУЧИТЬ, а именно УЧИТЬ. В надежде, что мои честность, искренность и профессионализм помогут кому-то из учеников начать учить себя тому же.
И вот для меня лично этот вопрос – чему я могу учить? – оказывается очень непростым. Если честно начинаешь отвечать на него, то ответ получается таким странным и невнятным, что на суд общественности его лучше не выставлять. И дело тут не только во мне самом. Уверен, что честный ответ любого учителя неизбежно будет другим учителям весьма непонятен. Он будет казаться загерметизированным. Либо своей путаной сложностью интимной честности, либо интимной честностью глубинной запутанности. Хотя, я думаю, учителю полезно время от времени окунаться в интимные бездны своей личности…
Ответ на вопрос «Чему я могу учить детей?» связан с тем, чему я сам смог в жизни научить-ся (научить себя). И на первом месте здесь могут быть не столько знания-умения-навыки по преподаваемому мною в школе предмету (физике, биологии или литературе), сколько ЗУНы моего житейского мировоззрения: что хорошо – что плохо? Хороша ли вокруг меня жизнь – или все из рук вон плохо? Воспринимаю ли я действительность – или шоры биологической и социальной наследственности делают узким мой кругозор?
Кого видеть вокруг научила меня прожитая жизнь: людей – или «придурков», «козлов», «хапуг» и «карьеристов»? Я радуюсь, идя на работу, входя в школу, в учительскую, в класс, – или иду туда как на эшафот? На уроке мы строги и суровы, потому что всю жизнь несем крест и ждем того же от учеников, – или бодры и веселы, потому что хотим, чтобы свет и радость приумножились? А «нести свой крест» – почетно или утомительно? А бодры и веселы мы, потому что несем почетную миссию или потому что нам на все наплевать?..

ТАК ЧЕМУ ЖЕ нас научила прожитая жизнь и чему мы по эстафете настойчиво учим других?
«Я – семь я». В каждом из нас можно обнаружить закутки то с одними ЗУНами, то с прямо противоположными. Запутаться легко. Но еще легче дать клятву: вот в эти, например, уголки моя нога больше не ступит! И, усыпив собственную бдительность, спокойно по ним разгуливать, тем самым девальвируя в глазах юных поколений ценность своих благих намерений.
И гораздо труднее смотреть правде в глаза и называть вещи нажитого багажа своими именами. И уж если суждено мне так или иначе захаживать туда самому, то не приглашать с собой своих учеников, не приучать их туда заглядывать. А задачка эта ой какая запутанная: до неискренности и двуличия – один шаг…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru