Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ 

Массовая школа существует уже не одно столетие, но некоторые важнейшие для образования феномены до сих пор остаются фактически неизученными. Один из них – феномен понимания учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный процесс невозможен. Но что педагогика знает о природе понимания? Как оно возникает? От чего зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам, чтобы затем продолжить разговор в одном из следующих номеров и, может быть, найти конкретные ответы.

Ангелина ВОСКОВСКАЯ

Оказалось, он даже не знает, как читать слова...

Дети, да порой и взрослые, часто уверены, что они понимают материал, а на самом деле имитируют понимание, может быть, неосознанно. В своей педагогической практике я сталкиваюсь с подобными проблемами. Бывает очень сложно выявить это непонимание, его причины. Вот два примера.
Алеша учится в 6 классе. Иностранный язык изучает второй год. Ко мне перешел из другой группы в сентябре. В конце первой четверти я должна ему поставить итоговую оценку. На уроки мальчик ходил, вроде участвовал в общей работе, хотя часто отвлекался, не выполнял домашних заданий. Но что-то делал, говорил, читал. Не двойку же ставить. Как палочку-выручалочку предлагаю прямо сейчас, после занятия, выучить семь слов по теме, которую мы уже довольно давно отрабатываем в текстах и диалогах. Я была уверена, что ребенок справится с заданием. И вдруг – не может! Почему? Оказывается, не знает, как прочитать слова, как их произнести. А раньше? Как же ты выкручивался? Друзья подсказывали, со слуха запоминал. Ни я, ни учитель Алеши в 5 классе и не подозревали, что мальчик не знает элементарных правил чтения. Ставили ему троечки и думали, что все в порядке. Сам ребенок тоже не догадывался, что не понимает чего-то важного. Оказавшись один на один с заданием, вдруг обнаружил, что не знает, как за него взяться, с чего начать, где проходит граница его непонимания. Наш разговор, в сущности случайный, помог по крайней мере определить ближайшие цели. А если бы Алеша сдавал зачет вместе со всеми?
Наташа. 9 класс. Девочка учится с интересом, выполняет все задания, проявляет сама инициативу, задает много вопросов. На уроке – новая тема. Делаем упражнения, разбираем вместе непонятные вопросы. Обе довольны совместными усилиями. Предлагаю написать контрольную работу. Наташа соглашается, так как уверена, что готова. Я тоже не сомневаюсь в ее возможностях. Проверяю задание – кошмар, все неправильно. “Как же так? Разве ты не поняла тему?” – “Не знаю. Мне казалось, что поняла”. Но ведь и мне, учительнице, так казалось.
Получается, я делаю что-то, ставлю различные задачи, вроде бы решаю их. А дети? Что они понимают при этом? Причем разные дети – и равнодушные, и заинтересованные в предмете. Я эти вопросы задаю себе, потому что они тесно связаны с оценкой и самооценкой как ребенка, так и педагога. Насколько моя работа эффективна? Могу ли я помочь ученику? Я не знаю, как в этом разобраться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru