КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Массовая школа существует уже не одно
столетие, но некоторые важнейшие для образования
феномены до сих пор остаются фактически
неизученными. Один из них – феномен понимания
учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный
процесс невозможен. Но что педагогика знает о
природе понимания? Как оно возникает? От чего
зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам,
чтобы затем продолжить разговор в одном из
следующих номеров и, может быть, найти конкретные
ответы.
Оказалось, он даже не знает, как
читать слова...
Дети, да порой и взрослые, часто
уверены, что они понимают материал, а на самом
деле имитируют понимание, может быть,
неосознанно. В своей педагогической практике я
сталкиваюсь с подобными проблемами. Бывает очень
сложно выявить это непонимание, его причины. Вот
два примера.
Алеша учится в 6 классе. Иностранный язык изучает
второй год. Ко мне перешел из другой группы в
сентябре. В конце первой четверти я должна ему
поставить итоговую оценку. На уроки мальчик
ходил, вроде участвовал в общей работе, хотя
часто отвлекался, не выполнял домашних заданий.
Но что-то делал, говорил, читал. Не двойку же
ставить. Как палочку-выручалочку предлагаю прямо
сейчас, после занятия, выучить семь слов по теме,
которую мы уже довольно давно отрабатываем в
текстах и диалогах. Я была уверена, что ребенок
справится с заданием. И вдруг – не может! Почему?
Оказывается, не знает, как прочитать слова, как их
произнести. А раньше? Как же ты выкручивался?
Друзья подсказывали, со слуха запоминал. Ни я, ни
учитель Алеши в 5 классе и не подозревали, что
мальчик не знает элементарных правил чтения.
Ставили ему троечки и думали, что все в порядке.
Сам ребенок тоже не догадывался, что не понимает
чего-то важного. Оказавшись один на один с
заданием, вдруг обнаружил, что не знает, как за
него взяться, с чего начать, где проходит граница
его непонимания. Наш разговор, в сущности
случайный, помог по крайней мере определить
ближайшие цели. А если бы Алеша сдавал зачет
вместе со всеми?
Наташа. 9 класс. Девочка учится с интересом,
выполняет все задания, проявляет сама
инициативу, задает много вопросов. На уроке –
новая тема. Делаем упражнения, разбираем вместе
непонятные вопросы. Обе довольны совместными
усилиями. Предлагаю написать контрольную работу.
Наташа соглашается, так как уверена, что готова. Я
тоже не сомневаюсь в ее возможностях. Проверяю
задание – кошмар, все неправильно. “Как же так?
Разве ты не поняла тему?” – “Не знаю. Мне
казалось, что поняла”. Но ведь и мне, учительнице,
так казалось.
Получается, я делаю что-то, ставлю различные
задачи, вроде бы решаю их. А дети? Что они понимают
при этом? Причем разные дети – и равнодушные, и
заинтересованные в предмете. Я эти вопросы задаю
себе, потому что они тесно связаны с оценкой и
самооценкой как ребенка, так и педагога.
Насколько моя работа эффективна? Могу ли я помочь
ученику? Я не знаю, как в этом разобраться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|