КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Массовая школа существует уже не одно
столетие, но некоторые важнейшие для образования
феномены до сих пор остаются фактически
неизученными. Один из них – феномен понимания
учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный
процесс невозможен. Но что педагогика знает о
природе понимания? Как оно возникает? От чего
зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам,
чтобы затем продолжить разговор в одном из
следующих номеров и, может быть, найти конкретные
ответы.
Искра ШЕСТАКОВА,
практический психолог образования,
руководитель центра профессиональной
переподготовки “МГУ-Генезис”
Пять причин, превращающих урок в
бессмысленный набор слов
1. Понимание учебного материала прочно
связано с мотивацией к учебе.
Есть учителя, которые, зная это, стараются
выявлять интересы ученика, для чего находят
связи личного опыта ребенка с предметными
знаниями и с помощью определенных технологий
трансформируют этот опыт в интерес к предмету.
2. Следующая линия понимания –
психологическая – связана с установлением
контакта между учеником и учителем. Ведь
педагогика – наука личностно-ориентированная. И
живой интерес учителя к ребятам часто является
фасилитатором понимания. Как устанавливать
контакт с ребенком, классом – это отдельный
разговор, это работа учителя с собственными
ценностями, установками, и если она не проводится
– понимания учебного материала на уроке не
будет.
Но учитель – живой человек, и почти всегда в
классе есть ученики, которые ему безразличны. В
этом нет ничего страшного, но здесь важно, как
учитель с этим своим безразличием работает.
Кроме того, важно помнить, что установление
контакта – это всегда двусторонний процесс.
Когда же контакта с ребятами нет, то на
“внутреннем языке” учитель сам себе понятен, а
для ребят нет.
3. Что касается учебного материала, то
может показаться странным, но учителя часто не
дают его смысловых связок. Тогда у детей
возникает барьер понимания, потому что у учителя
каждый раз не спросишь – это нарушение негласной
этики.
Например, в математике часто бывает, что
одиннадцатиклассник и не догадывается, что
графики и уравнения – это одно и то же. Потому что
смысловой связки учитель не дал.
4. Иногда и у очень опытных учителей,
проработавших в школе много-много лет, ребята не
понимают материала. Учитель в панике: почему?
Происходит это, когда многократно объясненный
учебный материал для учителя как бы свернулся и
стал предельно очевидным. Тогда учитель при
объяснении демонстрирует не предметное
мышление, а его готовый продукт. Особенно этим
грешат опытные химики, математики, биологи. Они
просто сообщают ребятам набор сведений, которые
нужно не понять, а запомнить. В этом случае,
слушая учителя, следя за его мыслью, ученик сам не
может постепенно, слой за слоем воссоздать
объект понимания. Ведь когда человек мыслит
вслух и когда он говорит готовыми суждениями –
это разное. Понимать готовое суждение ребенку
трудно.
5. Теперь немного о связи понимания с
особенностями мышления ребенка, подростка.
Учитель – взрослый человек, и мышление у него
взрослое. Маленькому же ребенку, чтобы понять
объект интереса, нужно им манипулировать. К
сожалению, и отечественная, и зарубежная школы
построены на работе ребенка с печатными
текстами. Исследования же психологов показывают,
что доминирующий канал получения информации у
большинства людей – вербальный. А если ребенок к
тому же правополушарный, левша и кинестетик, то
школа совершенно проигнорирует его особенности
и понимание им учебного материала на уроке будет
идти с огромным трудом.
Как правило, школьный урок нацелен на
запоминание, а не на понимание. Процесс понимания
остается скрытым для ученика. Мало кто из
учителей выясняет, что именно ученик понял и как
он это понял, как он воссоздает ту конструкцию,
которую ему рассказывает учитель. Серьезная
задача понять и не стоит на уроке ни перед
учителем, ни перед учеником. Проверяют то же
запоминание. В лучшем случает идет разговор о
понимании причинно-следственных связей текста
учебника. Не исторических событий, не живого
человеческого организма, не природы. Учитель
старается, чтобы ученик понял текст, а не ту живую
жизнь, которая за ним стоит и ради понимания
которой, собственно, и был написан этот текст.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|