Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Массовая школа существует уже не одно столетие, но некоторые важнейшие для образования феномены до сих пор остаются фактически неизученными. Один из них – феномен понимания учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный процесс невозможен. Но что педагогика знает о природе понимания? Как оно возникает? От чего зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам, чтобы затем продолжить разговор в одном из следующих номеров и, может быть, найти конкретные ответы.

Михаил БЕРШАДСКИЙ,
учитель физики,
кандидат педагогических
наук, профессор

Как узнать, что именно не понимает ученик в новом материале

Учитель физики с тридцатилетним стажем разработал для этого свою методику. А что вы думаете о ней?

Если обратиться к педагогической литературе, обнаружится, что большинство авторов вообще не употребляют понятие «понимание».
Но даже когда делается попытка определить значение понимания в учебном процессе, под этим понятием подразумеваются совершенно разные и, как правило, не применимые на практике вещи.
За 30 лет преподавания физики в школе я пришел к выводу, что единого уровня понимания не существует. Скорее следует говорить о разных пластах, или уровнях, этого процесса.
Первый уровень – это так называемое предпонимание, готовность школьника к восприятию определенной информации.
Что это означает? Во-первых, что ученик уже владеет некоторой суммой понятий, которые необходимы, чтобы начать или продолжить изучение конкретной темы, и видит логические связи между разными понятиями.
Второй уровень условно можно обозначить как генетическое понимание. То есть понимание процесса возникновения и развития нового знания.
В связи с этим перед учителем стоит задача встроить новое понятие в уже сложившуюся систему понятий ребенка так, чтобы переход от известного к неизвестному стал очевиден для ученика.
Вопрос: есть ли у меня как учителя представление о том, какие действия и в какой последовательности надо проделать, чтобы новые понятия логически связались с усвоенными ранее? Если такого представления нет, то на детей сваливается гора определений, а мы, учителя, превращаемся в носителей бессвязной и бессмысленной информации.
Третий уровень: структурное понимание. После того как учитель сообщил новую информацию, надо показать, что это не просто отдельные сведения, а взаимосвязанные факты, которые объединяются в целостную структуру.
Последним, четвертым по счету, можно выделить уровень систематического, или системного, понимания. На этом этапе относительно изолированные системы понятий, отдельные методы, должны объединиться в общую, присущую данной науке систему.

* * *

Ребенок, пытаясь понять материал, на мой взгляд, проходит эти четыре этапа. Чтобы помочь ему пройти этот путь, я должен найти такие средства, которые позволили бы выяснить: на каком уровне понимания находится ученик?
Важный вопрос, который стоит задать себе, приступая к объяснению новой темы: вводя новые понятия, я знаю смысл, который придают этим понятиям ученики? Очень часто – нет.
А как я могу это узнать?
Можно попросить детей письменно пересказать объяснение учителя. Это даст некоторое представление о том, какая информация запечатлелась в памяти детей на сознательном уровне.
Известна также методика свободных ассоциаций, которая позволяет увидеть, какие значения понятий хранятся в бессознательном. Дайте ребенку вербальное определение нового понятия. Пусть он его повторит. А затем назовите то же самое слово и попросите ученика, не размышляя ни секунды, сразу же написать первое, что придет ему в голову. И к своему удивлению, вы обнаружите, какая колоссальная разница существует между тем, что контролируется сознанием, и тем, что содержится в бессознательном. А ведь восприятием информации руководит бессознательное. Первая наша реакция определяется не знаком, а значением нового понятия.
Я долго искал эффективный способ, который позволил бы мне увидеть, понимает ли ребенок, как связаны понятия между собой. И оказалось, что самое информативное средство проверить это – изложение, написанное по особому заданию. После того как учитель объяснил новый материал, дети поработали с учебниками, получили информацию из Интернета и иных источников, ребятам предлагается ответить на вопросы, требующие развернутого изложения. Я говорю ученикам: представьте, что вы стоите у доски. И напишите все так подробно и аргументированно, как будто вы объясняете этот материал другим детям.
И заметьте, изложение позволяет не просто определить, понимает ученик материал или не понимает, оно дает возможность управлять процессом понимания. Слова в изложении могут быть все правильные, а связей нет. И я сразу вижу, какие именно понятия неправильно связываются между собой в сознании ребенка.
Надо признать, изложение – не самый удобный способ контроля. Оно занимает как минимум двадцать минут урока, и потом учителю приходится отводить полтора часа на проверку ученических работ. Но все другие известные мне средства оказались значительно менее информативными, из чего, конечно, не следует, что лучших альтернатив не существует. Хотелось бы, чтобы коллеги поделились своими мыслями по этому поводу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru