Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Массовая школа существует уже не одно столетие, но некоторые важнейшие для образования феномены до сих пор остаются фактически неизученными. Один из них – феномен понимания учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный процесс невозможен. Но что педагогика знает о природе понимания? Как оно возникает? От чего зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам, чтобы затем продолжить разговор в одном из следующих номеров и, может быть, найти конкретные ответы.

Как вы думаете, в чем главные причины непонимания детьми учебного материала?

Как обнаружить это непонимание и как его преодолеть? С этими вопросами мы обратились к учителям разных предметов. И ответы тоже оказались очень разными…

На уроках мы нередко даем определения, с которыми ребенок ни разу не сталкивался в жизни

Когда нет представления о предмете на чувственном уровне, это сильно затрудняет понимание.
Чтобы развить детскую фантазию, я использую упражнения на переход от слова к образу и от образа к слову.
Не требую от учеников твердого знания определений, во всяком случае до того времени, пока они перейдут в старшие классы.
У большинства детей ведущий способ восприятия мира визуальный, но есть ребята, у которых сильнее развито аудиальное или кинестетическое восприятие. Поэтому, чтобы добиться лучшего понимания, на уроке иногда приходится чередовать до десяти способов подачи одного и того же материала.

Светлана ЕВГРАФОВА,
учитель русского языка и литературы

Понимание приходит легче и быстрее, когда ученик чувствует себя комфортно

Учитель может создать такую комфортную атмосферу на уроке. Прекрасно, если ребенок видит, что учитель верит в его силы, что ему многое доверяют делать самостоятельно, что это конкретное задание дано только для него: “Я предлагаю, Слава, сделать это тебе, потому что лучше тебя с этим никто не справится”.
Эта избирательность особенно важна для менее успешных детей. Ребята вырастают в собственных глазах. Представьте, ученик был троечником, а теперь у него появилась новая роль, он отвечает за важное дело.
У нас есть такая игра – “Путешествие на подводной лодке”. И там большинство обязанностей ребята сами распределяют между собой: кто составляет карту маршрута, кто готовит продовольствие, кто изучает нравы местных народов, а кто заморскую флору и фауну. Но некоторым ребятам я даю особое задание, например прошу создать команду “дипломатов”, которые помогут нам установить хорошие отношения с местными народами.
В пути ребята ведут дневник путешествий, где описывают всякие происшествия, которые с ними случились. Чтобы сделать эти записи, надо многое узнать о жизни людей той страны и эпохи. Например, как они хранили продукты, если тогда не было консервов? Как ориентировались на местности, не имея карты? Существовали ли у них деньги?
Все эти сведения потом складываются в интересные рассказы. Однажды дети написали даже статью от имени белого американца – представителя армии “северян”. Статья называлась “Освобождение негров”.
Такие игры здорово помогают пониманию истории. Тем более что в учебниках даже про знаменитые путешествия первооткрывателей новых земель написано сухо и скучно.
А конкретика очеловечивает эпоху, тем самым усиливая интерес к ней и облегчая ее понимание.

Марина ЧЕРНОВА,
учитель истории

Прежде всего это вопрос к тем, кто пишет программы и учебники

С пониманием предмета надо разобраться самим профессионалам, тем, кто пишет программы, учебники, тесты.
В школьной литературе сегодня сохраняется та же печальная ситуация, что и в доперестроечное время: теоретические понятия существуют отдельно, а художественные произведения отдельно. Тесты надо прочесть и обсудить, а понятия – заучить.
Студентов педагогических вузов готовят следующим образом. Сначала читаются лингвистические дисциплины, так сказать, высокая наука, а потом начинается курс по методике, где будущим педагогам говорят: теперь все, что прослушали раньше, забудьте, детей вы будете учить так-то и так-то...
Кроме того, в тестах по литературе явственно прослеживается тенденция свести глубинные проблемы к однозначному ответу. А ведь на уроках мы говорим о разных пластах восприятия, о многогранности художественного текста, о богатстве русской литературы.

Галина КУДИНА,
учитель русского языка и литературы

Дело, как правило, в объяснении преподавателя

Каждый единичный случай непонимания индивидуален, но если на уроке многие ученики не понимают объяснения учителя, причина, как правило, кроется в языке. Это означает, что не найден переходный язык между миром знаний и логикой восприятия ребенка.
Беда в том, что взрослые общаются с детьми казенным, штампованным языком. А когда дети говорят своими словами, взрослые начинают “исправлять” их речь, корежа ее.
У детской речи собственные законы. Почему, например, Толстой напишет в своем рассказе: “Петя был волк”? Казалось, правильно сказать: “Петя был волком”, но ребенок говорит по-своему.
Поэтому Толстой и поставил проблему переходного языка. В текстах, которые Лев Николаевич писал для детей, нет ни одной метафоры. Он не хотел делать за ребенка работу воображения. Пусть ребенок сам с помощью своей фантазии расцветит текст. Дети прекрасно делают это, у них рождаются потрясающие образы.
Сегодня в толстовских школах мы тоже ищем этот переходный язык.
В первом классе на уроке по предмету “Чаша жизни” мы читаем с детьми стихи Тютчева:

В жизни есть мгновения,
Их трудно передать –
Они самозабвения
Земного благодать...

Знает ребенок слово самозабвение? Нет, конечно. Но спросите у детей: бывают ли в вашей жизни такие минуты, когда вы забываете себя и самым главным становится что-то очень значимое и вызывающее сильное переживание? И они вам скажут, что это минуты праздника, радости или минуты неутешного горя.

Виталий РЕМИЗОВ,
научный руководитель школы Толстого

Иногда дети не знают значений даже самых простых слов

Нередко непонимание возникает из-за того, что ребенок не знает некоторых слов. Причем это касается не только устаревших слов и терминов, но и обычного разговорного лексикона. Современные дети могут неверно представлять себе значение таких слов, как, к примеру, коммунальная квартира, орден. В этом часто кроется причина недоумения, которое появляется на лице ребенка, слушающего мою речь. Разъяснять значение тех или иных слов мне приходится почти на каждом уроке.
Стараюсь заинтересовать детей словами родного языка, показать весь веер значений слова, его семантический ореол, этимологию, различия в употреблении в зависимости от места и времени.

Евгения АБЕЛЮК,
учитель русского языка и литературы

А умеет ли сам учитель внимательно слушать ребят?

Трудно даже представить себе, насколько разнообразны причины детского непонимания. Оно зависит и от наследственности, и от того, как ребенка учили раньше, и от того, как с ним общаются домашние, как он слушает других людей, как смотрит телевизор...
Поэтому учителю надо прежде всего выяснить, по какой причине возникло непонимание. Если ребенок не понимает оттого, что не умеет слушать, с ним нужно беседовать на эту тему. Как он слушает? Как он готовит уроки? Такие “отвлеченные” разговоры могут помочь делу.
Другие причины непонимания лежат в самих учителях. Как вы думаете, какие главные условия нужны для того, чтобы человек мог стать учителем математики? Их два. Во-первых, надо хорошо понимать предмет. А во-вторых, надо иметь представление о том, что в предмете можно не понимать.
Есть такие учителя, которые считают, что в математике все ясно. Они так и преподают: уверенно, в быстром темпе, без задержек и остановок. И их чрезвычайно раздражает, если кто-то не понял объяснения с первого раза.
А ведь учитель должен прежде всего сам внимательно слушать детей. У меня есть специальные приемы, помогающие поддерживать мой контакт с детьми на уроке, а также взаимодействие детей между собой. Например, если я не заметил ошибки при ответе, но ее заметил кто-то из учеников, то отвечающему не снижается оценка.
Когда я раздаю контрольные работы и ее автор находит ошибку, которую я пропустил, оценка контрольной остается прежней, но ученик получает еще одну оценку – «пять». Интересно, что во многих случаях школьник старается мне доказать, что у него ошибка, а я доказываю, что ошибки нет.

Леонид ЗВАВИЧ,
учитель математики


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru