СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Елена ОБУХОВА,
Наталья ПОЛЯКОВА,
Ярославль
Почему буксует «Школьный автобус»?
За 2002 год в Ярославской области было
закрыто 15 сельских школ. Негативный этот процесс,
к сожалению, продолжается. А губернаторская
программа «Школьный автобус», призванная
обеспечить доставку детей на учебу в соседние
школы, почему-то толком не работает. Из-за
неумения решать вопросы комплексно проблемы
сельских школьников только множатся.
Задача для автослесарей, дорожных
рабочих и транспортной инспекции
Губернаторская программа “Школьный
автобус” разработана на три года вперед. В 2001
году у Курганского автобусного завода было
закуплено 55 машин. Автобусы своим ходом
добирались до Ярославля. В областном городе на
Советской площади их помпезно выстроили в ряд, и
лично губернатор Анатолий Лисицын вручал ключи
от машин директорам школ. Все было на самом
высоком губернском уровне – автобусы выкрасили
в желтый цвет и написали на бортах:
Губернаторская программа “Школьный автобус”.
После торжественного мероприятия эти автобусы
кое-как смогли доехать до районных
автотранспортных предприятий. А там после
полутора-то тысяч километров из Кургана до
Ярославля остановились... Целый месяц пришлось
слесарям АТП доводить до ума, доделывать
автобусы, чтобы они снова могли ездить.
Та же история произошла и накануне начала
учебного года в 2002 году. Из Кургана пригнали уже 30
школьных автобусов, Анатолий Лисицын снова
вручал ключи от них директорам школ, и снова эти
автобусы доделывали ярославские слесари. Но и
сейчас ни один из курганских автобусов (КАВЗ) в
техпаспорте не записан как “Школьный автобус”,
потому что они не подходят под требования ГОСТа.
А требования довольно жесткие: к примеру, высота
первой, нижней ступеньки от земли должна быть 25
сантиметров; в салоне автобуса ширина прохода
между креслами не менее 40 сантиметров.
Автослесари из районных АТП сами подгоняют
школьные автобусы под перевозку школяров, полки
для рюкзачков делают, опускают слишком высокие
сиденья, регулируют выдвижную нижнюю ступеньку и
т.д.
Вдобавок ко всему школьные автобусы должны
проходить обязательный технический осмотр два
раза в год – с учетом качества дорог требование
совершенно нереальное.
Служба организации дорожного движения ГИБДД и
транспортная инспекция области предписывают
свои условия организации движения школьных
автобусов. Проезжая часть всего маршрута должна
быть с асфальто-бетонным покрытием не ниже 4-й
категории, ширина дорожного полотна не должна
быть меньше 6 метров, должны быть оборудованы
остановки и разворотные площадки и т.д.
Обычно получается так: сначала под
губернаторскую программу в школу доставляется
из Кургана автобус, пока его доводят до ума,
комиссия из представителей ГИБДД, транспортной
инспекции и местной власти выезжает на место,
осматривает проезжую часть предполагаемого
школьного маршрута. А дороги как таковой вообще
нет, и маршрут не отвечает даже самым
элементарным требованиям безопасности
дорожного движения. Школьный автобус стоит в
гараже АТП, шоссе постепенно начинают приводить
в соответствие с требованиями, если есть деньги.
Школьники все это время как голосовали на дороге,
так и голосуют или ходят пешком по 3–5 километров.
Но о выполнении очередного этапа программы
“Школьный автобус” уже отрапортовали как о
событии свершившемся...
Из пункта А все-таки выехали.
Правда, пункт Б еще не построен
В прошлом учебном году по
губернаторской программе в Большесельский район
поступили три новеньких школьных автобуса. Один
был прикреплен к средней школе районного центра,
второй вышел на маршрут в Новосельском районе.
Третий автобус предназначался Вареговской
средней школе, чтобы возить детей из деревни
Шельшедом, где в расчете на этот автобус была
ликвидирована основная школа.
Шельшедомскую школу закрыли, а вот автобусу
сотрудники транспортной инспекции и ГИБДД
работать на маршруте не разрешили. Маршрут не
отвечал элементарным правилам: ширина дорожного
полотна была недостаточной, площади для
разворота автобуса также малы, не оборудован
железнодорожный переезд, по которому ежедневно
придется курсировать автобусу. Короче, чтобы
школьный автобус не простаивал, его пустили по
маршруту, который вполне отвечал правилам ГИБДД.
Он стал возить детей в Благовещенскую среднюю
школу из близлежащих деревень: Гостилово,
Каплино… Повезло ребятишкам.
А вот шельшедомским совсем наоборот. Деревенская
школа закрыта, автобуса нет. Администрация
муниципального округа была вынуждена быстрыми
темпами искать выход из ситуации. Был подписан
договор с ПАТП-3 и введен дополнительный рейсовый
маршрут Большое Село–Варегово через деревню
Шельшедом. Кстати сказать, перевоз школьников
ПАТП-3 администрации района обошелся в 60–70 тысяч
рублей в год. А вот содержание школьного автобуса
обходится в 40 тысяч рублей в месяц. Но разговор
ведется о другом: шельшедомские дети остались
обманутыми. Ведь когда на сельском сходе решался
вопрос о ликвидации школы, родителям было точно
обещано, что школьный автобус ходить будет.
Только с таким условием люди согласились с
закрытием учебного заведения. Обман строится на
обмане. Рейсовый автобус проблемы шельшедомских
детей не решил, многие не хотят стоять на дороге,
как сиротинки, ожидая: возьмет дядя водитель – не
возьмет. Потому частенько до школы и обратно они
ходят пешком 1,5 километра по полю и 3 километра по
дороге на пронзительном северном ветру.
Заместитель главы Большесельского
муниципального округа Александр Вениаминович
Некрасов считает, что закрывать деревенские
школы нельзя ни в коем случае. Ликвидируют школу
– через 8–10 лет исчезает деревня. Часто говорят,
что в деревенских школах – проблемы с кадрами,
недостаточный уровень образования… Но ведь
проблемы для того и существуют, чтобы их решать!
Но без ущерба для детей.
А сейчас чаще всего ситуацию «подгоняют» под
закрытие школы: родителей убеждают, сельский
сход голосует “за”, в результате план по
закрытию “нерентабельных” учебных заведений
областной департамент образования выполняет.
Например, отделом образования и администрацией
Мышкинского муниципального округа
запланировано ликвидировать Климовскую
начальную школу. Причем ситуация весьма
интересная: по документам эту школу ликвидируют
при условии, что будет построена средняя школа в
соседнем селе Шипилове, куда и будет возить
ребятишек на учебу школьный автобус. Но
строительство этого учебного заведения еще и не
начиналось, оно в проекте. Школьного автобуса
тоже нет в наличии, а начальная школа уже
ликвидируется.
Ну что тут скажешь?..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|